Короны, виноградные листья и бриллианты. Самые шикарные запонки Романовых

«Золотые часы с цепью, дорогие запонки и одно кольцо — этих вещей вполне достаточно для приличного мужчины», — сообщал справочник по этикету 1901 года. К рубежу веков запонки стали обязательным аксессуаром парадного мужского костюма.

Николай II в запонках

Разумеется, самыми интересными украшениями могли похвастаться представители Дома Романовых, для которых запонки сочинялись индивидуально, лучшими ювелирными фирмами. Многие драгоценности носили мемориальный характер — как, например, вот эти родонитовые запонки с вензелем Александра III, изготовленные Фаберже в 1891 году.

Император Николай II на протяжении 25 лет вел особую тетрадь, в которой аккуратно фиксировал подаренные ему ювелирные украшения. Запонки занимают в этих записях главенствующее место.

За №12 значатся памятные запонки с эмалевой надписью «Красное Село. 1887» и рукописным текстом: «От дяди Сергея, авг. 1887 года». Вероятно, это подарок 10-летнему цесаревичу, впервые принимавшему участие в маневрах, от великого князя Сергея Александровича.

Другой дядя Николая II — Владимир Александрович — собрал просто невероятную коллекцию украшений.

Великий князь Владимир Александрович

В 1887 году он как официальный представитель России принимал участие в торжествах по случаю 90-летия германского императора и получил в подарок уникальные запонки: выложенная бриллиантами литера «W» соединена перемычкой с декорированной бриллиантами и красной эмалью имперской короной Вильгельма I.

А у французского ювелира Рене Лалика Владимир Александрович заказал забавные запонки в стиле модерн: голова Бахуса в обрамлении виноградных листьев выполнена в сложной технике витражной эмали.

И напоследок — потрясающие запонки с потайными отделениями. Владимир Александрович хранил в них миниатюрные фотографии своих детей. Верхняя крышка каждого медальона декорирована стилизованным изображением четырехлистного клевера, который символизирует веру, надежду, любовь и удачу.

Историк Вадим Игнатьевич Прыгов, эксперт Государственного геологического музея имени В.И.Вернадского, отмечает: «После Октябрьской революции сложившаяся культура «дендизма» ушла в небытие. Только сравнительно недавно свершилась социальная «реабилитация» мужского ассортимента ювелирных украшений. Однако еще крайне редки работы, которые были бы при своей технической безупречности настолько тесно связаны с личностью и различными формами общественной деятельности заказчика, как небольшая часть рассмотренных выше предметов из коллекции великого князя Владимира Александровича».