Барыня-императрица Анна Иоанновна – как «простое женское счастье» обернулось катастрофой для страны

Анна Иоанновна правила Россией 10 лет. Не слишком красивая, но вполне приятная женщина среднего ума, обычная русская барыня с понятными и простыми желаниями. Так почему же говорят, что «ее царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица»? Все дело в том, что Анна всю жизнь искала крепкое мужское плечо, на которое можно было бы опереться и забыть обо всем на свете… В том числе и об интересах своих подданных.


Сказочное детство

Царевна Анна была племянницей Петра Великого. Мало кто помнит о том, что у Петра I был старший брат Иван, он же Иоанн V Алексеевич, и на протяжении четырнадцати лет братья правили Россией вместе. Во время коронации у них даже трон был двойным! Старший царь Иван венчался подлинной шапкой Мономаха, а для младшего Петра сделали копию короны.

Старший царь Иоанн V Алексеевич 

Впрочем, никакого влияния на политику Иван не оказывал, правил он чисто формально, подписывал все документы Петра не глядя, поскольку не до власти ему было – Иван страдал от многих болезней и скончался в возрасте 29 лет. Тем не менее, за это время супруга Прасковья успела родить ему пятерых дочерей.

Анна Ивановна появилась на свет в 1693 году и все детство провела в подмосковном Измайлове. Это патриархальное село будто застряло в допетровской, старой России, которой не было никакого дела до дерзких реформ Петра I, кипевших где-то там, за оградой царской усадьбы из красного кирпича. Время здесь словно остановилось. Анну окружали многочисленные мамки, няньки и приживалки, двести стольников обслуживали царские трапезы, в измайловских прудах сновали стерляди, а в оранжереях всегда можно было угоститься свежим апельсином или сорвать только что распустившийся тюльпан…

Измайлово

А потом сказка оборвалась в один миг. Строгий дядя Петр вызвал царевну Анну в новую столицу.

Семнадцатилетняя вдова

Герцог Фридрих-Вильгельм Курляндский

Петербург встретил Анну октябрьским дождем и плохими новостями. Дядя Петр задумал выдать царевну за Фридриха-Вильгельма, герцога Курляндского.

Курляндия располагалась на территории современной Латвии, столицей был город Митава, официальным языком был немецкий. В XVII веке небольшое прибалтийское герцогство переходило из рук в руки, его завоевывали то одни соседи, то другие. В конце концов Петр I отнял Курляндию у шведов и решил закрепить в Митаве русское влияние, навязав восемнадцатилетнему герцогу Курляндскому свою племянницу Анну.

Царевна очень не хотела покидать уютное Измайлово и уж тем более любимую Россию. Она так плакала, что в народе даже сложили про нее песню:

Не давай меня, дядюшка,
Царь-государь Пётр Алексеевич,
В чужую землю нехристианскую, бусурманскую,
Выдавай меня, царь-государь,
За своего генерала, князь-боярина.

Разумеется, Петра меньше всего интересовали стенания юной девицы, и в 1710 году Анна вышла замуж за Фридриха. Через два месяца после свадьбы молодожены отправились в Курляндию. Накануне юный герцог соревновался в «искусстве пития» с самим царем Петром – и хрупкий организм не справился с сильнейшей интоксикацией. Восемнадцатилетний Фридрих скончался по дороге домой от алкогольного отравления. Семнадцатилетняя вдова Анна вернулась обратно к дяде вся в слезах.

Кавалеры-авантюристы

Дядя Петр, слегка обескураженный нелепой и трагичной историей с Фридрихом, на некоторое время затих. Однако уже через год все-таки отправил Анну в Прибалтику – ведь она, будучи вдовой Фридриха, имела полное право на Курляндию. Вместе с Анной в Прибалтику поехал сибирский воевода Петр Бестужев-Рюмин, чтобы помогать герцогине во всем – ожидалось активное сопротивление местного дворянства.

И воевода действительно помог. Во всем. Бестужев-Рюмин стал фаворитом герцогини и неофициальным главой правительства Курляндии. Он был старше Анны на 29 лет, отличался тяжелым нравом и крайней распущенностью – фрейлины буквально не знали, куда от него деваться. Даже сама Анна признавалась в письмах, что ее кавалер «расхитил управляемое им имение и ввел ее в долги неуплатные». Однако при этом герцогиня его обожала. Она прощала ему все, потому что чувствовала себя с ним «как за стеной». Ей было совершенно неважно, что он там творит с ее герцогством – главное, что Бестужев-Рюмин был уверен в себе, решителен и всегда знал, что делать. Разве не такая опора нужна слабой женщине?

Однако безобразное поведение Бестужева-Рюмина в Курляндии быстро надоело новой российской императрице Екатерине I, и она отправила воеводу в ссылку. А тем временем герцогиня Анна лихорадочно искала новое крепкое плечо. Сперва чуть не выскочила замуж за обаятельного авантюриста графа Морица, который очень хотел стать герцогом; но тут снова вмешалась императрица Екатерина и запретила сомнительный брак.

А потом Анна влюбилась в простого курляндского клерка. Мелкий дворянин Эрнст Иоганн Бирон служил в канцелярии герцогини – но Анна разглядела в нем большие задатки. И безоглядно доверила ему свое сердце, свою жизнь и все государственные дела.

«Бироновщина» – страшные годы для империи

Личная жизнь Анны складывалась великолепно. Эрнст был молод, красив, обходителен, говорил мягким вкрадчивым голосом, имел хорошее воспитание и, кажется, по-настоящему любил герцогиню – несмотря на то, что имел законную жену. Но многие историки утверждают, что именно герцогиня Анна стала матерью его младшего сына Карла. По крайней мере, Карл до десяти лет спал в кроватке, которую ставили ему в опочивальне Анны. Бирон повсюду сопровождал возлюбленную, был безгранично ей предан и сразу бросал карты и лошадей, как только она вызывала его к себе.

Эрнст Иоганн Бирон

Тем временем, государственный статус Анны радикально изменился. Из заштатной правительницы маленького герцогства она внезапно стала императрицей всероссийской. Но фактически для нее изменилась лишь обстановка, а не образ жизни. Она все так же беспрекословно подчинялась сильному мужчине и сплетничала с подружками о всякой ерунде, она оставалась все той же измайловской барыней, только теперь – с неограниченными доходами. Ее наряды и увеселения перешли на новый уровень. Например, распорядилась построить ледовый городок со слонами у входа, из хоботов которых фонтаном струилась горящая нефть. Двор при Анне обходился в шесть раз дороже, чем при Петре I.

Дела империи ее волновали так же мало, как и дела Курляндии. Историк Ключевский весьма жестко описывает стиль правления императрицы Анны: «Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из Митавы и из разных немецких углов. Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении… Вся эта стая кормилась досыта и веселилась до упаду на доимочные деньги, выколачиваемые из народа».

Анна Иоанновна с арапчонком (скульптура Растрелли)

Бирон возглавил Тайную канцелярию, которая под знаменем обеспечения безопасности императрицы репрессировала 20 тысяч человек. Ключевский пишет: «Тайная розыскная канцелярия работала без устали, доносами и пытками поддерживая должное уважение к предержащей власти и охраняя ее безопасность; шпионство стало наиболее поощряемым государственным служением. Все, казавшиеся опасными или неудобными, подвергались изъятию из общества, не исключая и архиеерев; одного священника даже посадили на кол. Ссылали массами, и ссылка получила утонченно жестокую разработку».

Императрица мирно скончалась в возрасте 47 лет, оставив после себя страшную разруху и подписав возмутительный, но казавшийся ей таким естественным Указ о престолонаследии. Согласно воле государыни, трон переходил ее внучатому племяннику, двухмесячному Ивану Антоновичу, а регентом при младенце назначались не его родители, а Эрнст Иоганн Бирон – любимый, обходительный, подаривший ей столько женского счасться… и запугавший всю империю. Впрочем, без покровительства Анны ее фаворит недолго продержался у власти. Бирона быстро свергли, судили, приговорили к четвертованию за преступления против народа – но, видимо, Эрнст родился под удачливой звездой. Казнь сначала заменили ссылкой, а потом Бирона и вовсе простили. Более того, к концу жизни он получил от Екатерины II в подарок герцогство Курляндское, где когда-то начиналась его история любви с русской царевной Анной.


Поддержите проект и получите эксклюзивный исторический контент:
- необычный факт из истории России с иллюстрацией - каждую неделю;
- интересный аудиорассказ из серии «Царские слуги» - каждый месяц.
Подпишитесь в группе Уютной истории ВКонтакте ⇢
Стоимость подписки - 50 рублей в месяц.
Отменить можно в любой момент.
Добро пожаловать в клуб Уютной истории 💚