Матильда Кшесинская: ослепительный роман с цесаревичем Николаем

Короткая история любви балерины и наследника мелькнула, как комета, оставив яркий хвост пронзительных воспоминаний. Счастливые и грустные моменты, милые и трогательные – Матильда собрала их в своих мемуарах, не забыв перечислить все подарки цесаревича! Дневник артистки читается на одном дыхании. Полистаем самые интересные страницы.


Первые свидания

Матильда и Николай познакомились на ее выпускном спектакле в 1890 году. Потом были случайные встречи на улице, наследник не раз заглядывал на балеты с участием Кшесинской; однако только через полтора года состоялось их первое настоящее свидание.

Матильда Кшесинская в своем особняке

Матильда тогда еще жила с родителями и сестрой. Однажды вечером балерина осталась дома одна – светскую жизнь пришлось на время отложить из-за коньюктивита. «В передней вдруг раздался звонок, – рассказывала балерина, – и я слышала, как горничная пошла отворять дверь… И через эту дверь вошел… Наследник. Я не верила своим глазам, вернее, одному своему глазу, так как другой был повязан. Эта нежданная встреча была такая чудесная, такая счастливая. Оставался он в тот первый раз недолго, но мы были одни и могли свободно поговорить… На другой день я получила от него записку на карточке: «Надеюсь, что глазок и ножка поправляются… до сих пор хожу как в чаду. Постараюсь возможно скорее приехать. Ники».

Цесаревич стал часто заезжать в гости к Матильде. Впрочем, влюблённые встречались только в компании – строгие родители не позволяли юной балерине принимать цесаревича наедине. Это были шумные и весёлые вечера. Николай и великие князья дурачились, пели грузинские песни, плясали от души. Как-то раз наследник самолично исполнил перед собравшимися танец Красной Шапочки, повязав себе на голову платочек и вооружившись корзинкой.

Николай с друзьями

Кшесинская обстоятельно описывает драгоценности, которые преподносил ей Николай: «Подарки были хорошие, но не крупные. Первым его подарком был золотой браслет с крупным сапфиром и двумя большими бриллиантами. Я выгравировала на нем две, мне особенно дорогие и памятные даты — нашей первой встречи в училище и его первого приезда ко мне: 1890—1892».

Счастливый дом

Спустя несколько месяцев Матильда решилась на переезд – она сняла «прелестный особняк» на Английской набережной, обставила его по своему вкусу. Электричества тогда еще не было, дом освещался керосиновыми лампами всех видов и размеров. Как добросовестно сообщает балерина, на новоселье наследник подарил ей восемь золотых чарок для водки, украшенных драгоценными камнями, а также свою фотографию с надписью «Моей дорогой пани».

Особняк на Английском проспекте 18

Начало самостоятельной жизни Матильды было похоже на сказку. Наследник российского престола признавался ей в любви, театры отдавали ей первые роли в лучших балетах. Газеты были наполнены восторженными отзывами, а вечера – уютом и теплом. Артистка пишет: «Обеды и ужины приходилось брать из ближайших ресторанов, но это нисколько не портило нашего радостного настроения… Я знала приблизительно время, когда Наследник ко мне приезжал, и садилась у окна. Я издали прислушивалась к мерному топоту копыт его великолепного коня о каменную мостовую, затем звук резко обрывался — значит, рысак остановился как вкопанный у моего подъезда».

Непобедимая соперница

Счастье продолжалось недолго – Николай решил жениться на немецкой принцессе Алисе Гессенской. Матильда всегда знала, что рано или поздно потеряет цесаревича, что брак между балериной и наследником престола невозможен… Но одно дело знать, а другое дело – очутиться в этой ситуации.

Николай и Алиса

Кшесинская пишет: «Известие о его сватовстве было для меня первым настоящим горем. После его ухода я долго сидела убитая и не могла потом сомкнуть глаз до утра. Следующие дни были ужасны. Я не знала, что дальше будет, а неведение ужасно. Я мучилась безумно. Поездка оказалась неудачной, и Наследник вернулся довольно скоро. Принцесса Алиса отказалась переменить веру, а это было основным условием брака, и помолвка не состоялась. После своего возвращения Наследник снова стал бывать у меня, веселый и жизнерадостный. Я чувствовала, что он стремился ко мне, и я видела, что он был рад тому, что помолвка не совершилась. А я была бесконечно счастлива, что он вернулся ко мне».

Однако в апреле 1894 года Николай все-таки получил согласие Алисы на брак. После этого цесаревич, будучи глубоко порядочным человеком, прекратил свидания с Матильдой. Они увиделись наедине всего лишь раз, у сенного сарая на Волконском шоссе.

«Я приехала из города в своей карете, а он верхом из лагеря, – вспоминала балерина. – Как это всегда бывает, когда хочется многое сказать, а слезы душат горло, говоришь не то, что собиралась говорить, и много осталось недоговоренного. Да и что сказать друг другу на прощание, когда к тому еще знаешь, что изменить уже ничего нельзя, не в наших силах… Когда Наследник поехал обратно в лагерь, я осталась стоять у сарая и глядела ему вслед до тех пор, пока он не скрылся вдали. До последней минуты он ехал все оглядываясь назад. Я не плакала, но я чувствовала себя глубоко несчастной, и, пока он медленно удалялся, мне становилось все тяжелее и тяжелее… Главное было горе, беспредельное горе, что я потеряла своего Ники… Кончилась весна моей счастливой юности, наступала новая, трудная жизнь с разбитым так рано сердцем…»

Впрочем, на прощание наследник сделал Матильде поистине царский подарок. Он купил ей тот самый особнячок на Английском проспекте, в котором они провели столько чудесных часов.

Что потом

В день свадьбы цесаревича Матильда заперлась дома – не могла никого видеть и не хотела слышать подробности венчания. Потом ухватилась за возможность на время покинуть страну – отправилась с отцом в Варшаву, на родину предков, танцевать на гастролях Мариинского театра. Критики встретили артистов восторженно: «Появление в мазурке Феликса Ивановича Кшесинского с дочерью было приветствовано бурею рукоплесканий и цветочным дождем… Мы еще не видели чардаша в таком чудном исполнении, какое дает нам г-жа Кшесинская. Публика была в восторге от г-жи Кшесинской, что выразилось самыми шумными овациями в честь балерины».

Искусство помогло залечить душевные раны. Вскоре Матильда оправилась от разрыва и вернулась к светской жизни. У нее появился новый блистательный кавалер – великий князь Сергей Михайлович Романов. С Николаем балерина не общалась, но однажды увидела его издали, когда император с супругой оказались неподалеку от дачи балерины в Стрельне. «Они проезжали медленно мимо дома, – рассказывала Кшесинская, – я встала и сделала глубокий поклон и получила ласковый ответ. Этот случай доказал, что Ники вовсе не скрывал своего прошлого отношения ко мне, но, напротив, открыто оказал мне милое внимание в деликатной форме. Я не переставала его любить, и то, что он меня не забывал, было для меня громадным утешением».

До конца жизни Матильда бережно хранила прощальную записку Николая, в которой цесаревич признавался: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости».


Исторические материалы по теме:


Поддержите проект и получите эксклюзивный исторический контент:
- необычный факт из истории России с иллюстрацией - каждую неделю;
- интересный аудиорассказ из серии «Царские слуги» - каждый месяц.
Подпишитесь в группе Уютной империи ВКонтакте ⇢
Стоимость подписки - 50 рублей в месяц.
Отменить можно в любой момент.
Добро пожаловать в Царскую ложу Уютной империи 💚