Так вот чем Русь пахнет! Как наш эмигрант создал Шанель №5

Константин Веригин, один из главных создателей знаменитого “Шанель №5”, был необычайно талантлив не только в парфюмерии, но и в маркетинге. Россия потеряла в его лице мировой бренд уровня великой Коко.


Чем пахнет детство

Веригин родился в 1899-м году в Санкт-Петербурге. Он решил, что станет парфюмером, после посещения Зимнего дворца. Резиденция императора была наполнена «живительным еловым запахом на фоне чего-то драгоценного и уточненного», – вспоминал он потом. «Пахло всем богатством великой империи, всеми произведениями искусств, собранными здесь; могучей, великодержавной приветливостью был преисполнен аромат».

Рождество в Зимнем дворце

Еще были ландыши в Орловской губернии… 

«Нигде в Европе не пришлось мне потом встречать в ландышах подобной силы и одновременно тонкости аромата. Он как бы искрился душистой свежестью, холодком недавнего снега, чистотой, воздушностью».

…и сочные крымские фрукты…

«Во вкусе и запахе только что сорванного, пропитанного солнцем абрикоса остро чувствую я прелести телесные, а в персике – благоуханную нежность поцелуя; дыня силой своего запаха говорит мне о южных, низменных страстях».

…а потом – гарь, порох и кровь гражданской войны.

«Еще раз считаю своим долгом напомнить, что вредные и дурные запахи, порождающие все развратное и злое, представляют реальную опасность».

Так корнет лейб-гвардии конно-гренадерского полка Веригин стал убежденным вегетарианцем. После полутора лет обороны Крыма от большевиков он бежал во Францию.

Париж, 1920 год

Французский нос, русская хватка

В Париже тонкий талант Веригина сразу оценили по достоинству. Легендарный Эрнест Бо, маэстро парфюмерии и друг Коко Шанель, берет молодого Константина к себе ассистентом. Веригин погружается в разработку изысканных ароматов для великолепной Коко.

С Эрнестом Константин говорит на одном языке. В буквальном смысле. До революции мсье Бо был старшим парфюмером на российской фабрике Ралле, которая прославилась духами «на злобу дня» под названием «Букет Екатерины», выпущенными к очередному юбилею коронации Екатерины Великой. Это была идея Эрнеста.

В Париже Константин Веригин чувствует себя почти как дома. Улицы столицы Французской республики немного напоминают улицы столицы Российской империи.

Наконец, 5 мая 1921 года рождается он – «Шанель №5». Вы думаете, нотка «русской кожи» там случайно оказалась?

«Успех «Шанель № 5» был ошеломляющим: знающая публика сразу поняла, что эти духи открывают новую эру в парфюмерной индустрии. Яркость и радость жизни, которые давали «Шанель № 5», были непонятны старшему поколению, а сила нового аромата слишком велика и ослепительна. Так вихрь вальса опьяняет людей молодых и сильных и недоступен старикам».

Да, после Первой мировой подход к созданию духов кардинально изменился. Наступали тревожные, стремительные годы. Веригин еще продолжал работать над милыми романтическими ароматами вроде «Пепла гвоздики», «Парижского вечера», «Лесного острова», но потом понял: дух времени требует совсем другого.

Парфюм как отражение событий эпохи

Веригин работал не только с Коко. Свои самые актуальные ароматы он сочинил для «Буржуа». Оцените удивительную остроту и своевременность его духов:

«Пламя», 1935 год.

Фашистская Италия вводит войска в Эфиопию. Пламя войны охватывает жаркую Африку.


«Мужество», 1939 год.

Гражданская война в Испании. Нападение Германии на Польшу. Начало Второй мировой войны. Обратите внимание на рекламный слоган аромата: «Парфюм в духе сегодняшнего дня».


«Покоряющий», 1946 год.

Европа постепенно оправляется от последствий Второй мировой, но раны все еще не затянулись. На рекламном плакате – мужчина в форме и военной фуражке.


«Римские каникулы», 1951 год.

Фильм с Одри Хепберн выйдет на экраны еще только через 2 года, но о нем уже говорят по обеим сторонам Атлантики. Первые наброски сценария готовы, всем ясно – еще чуть-чуть, и Одри Хэпберн станет звездой.

Между тем, «Буржуа» узнает, что Одри заключила контракт с «Живанши» на рекламу аромата L’Interdit («Запрет»). Нужно срочно что-то придумать, и Константин Веригин делает мощный маркетинговый ход. Выпускает духи под названием «Римские каникулы» перед выходом фильма на экраны. Чтобы Одри Хэпберн ассоциировалась с ними, а не с «Живанши».


«Рождество в июле», 1954 год.

Важный исторический день 4 июля – в Великобритании окончательно отменили карточную систему. Продукты, обувь, любые товары теперь можно было купить совершенно свободно, без талонов. Этот день стал для Европы официальной победой над тяжелыми последствиями Второй мировой войны. Настроение у всех и правда было рождественским. Радостные люди бросились за покупками – и разве можно было не взять духи с таким чудным названием?

Его помнят во Франции, но не в России

Великий поэт ароматов, гениальный композитор запахов Константин Веригин даже не удостоился чести попасть в русскую Википедию. Про него есть статья на английском языке. Из которой следует, что друзья называли Веригина «Кот», а выйдя на пенсию, Константин Михайлович занял пост вице-президента французского Общества парфюмеров. Некоторые из его ароматов и сейчас хранятся в оригинальном виде в версальской Осмотеке, крупнейшей в мире библиотеке запахов.

Осмотека в Версале

Оказывается, русский дух, он там, в далеком пригороде Парижа. Там Русью-то пахнет!


Поддержите проект и получите эксклюзивный исторический контент:
- необычный факт из истории России с иллюстрацией - каждую неделю;
- интересный аудиорассказ из серии «Царские слуги» - каждый месяц.
Подпишитесь в группе Уютной истории ВКонтакте ⇢
Стоимость подписки - 50 рублей в месяц.
Отменить можно в любой момент.
Добро пожаловать в клуб Уютной истории 💚