Как внучка Александра II вышивала платья для Коко Шанель

Судьба великой княгини Марии Павловны Романовой напоминает американские горки. Она была богатейшей аристократкой и простой медсестрой, шведской принцессой и скромной вышивальщицей, бизнесвумен и модным фотографом. А еще она написала бестселлер, который переиздается до сих пор. Сегодня познакомимся с невероятной женщиной, которая была благодарна революции. Ведь после побега из России великой княгине открылся мир бескрайних возможностей.


Россия. Как внучка императора стала простой медсестрой

Мария Павловна родилась в 1890 году в просторном дворце на Английской набережной в Санкт-Петербурге. Ее отец был младшим сыном Александра II и одним из самых состоятельных аристократов столицы. Да и сама Мария, как и все внуки императора, получила при рождении миллион рублей и щедрое содержание за счет государственной казны.

Интерьеры дворца Марии на Английской набережной

Однако, несмотря на окружавшую ее роскошь, девочка не была счастливой.

Мария и ее брат Дмитрий

В полтора года она потеряла мать, а с отцом виделась два раза в день, да и то если он был дома, что случалось нечасто. Марию воспитывали английские гувернантки, и до шести лет она вообще не говорила по-русски. Потом отец нашел себе новую жену, и детей – Марию и ее брата Дмитрия – отправили к опекунам в Москву.

Совместно перенесенные несчастья очень сблизили детей. Они проводили вместе все время, Мария была рада играть в хоккей на траве, стрелять из винтовки, лишь бы только с Дмитрием. Даже повзрослев, брат с сестрой оставались неразлучны. Когда в 1914-м Дмитрий ушел на войну, Мария выучилась на медсестру, чтобы отправиться вслед за ним на фронт. Дмитрий служил два с половиной года, и все это время сестра работала в псковском военном госпитале, в буквальном смысле падая от усталости и стресса.

А потом случилась революция. Мария бежала в Париж, где ее уже ждал брат.

Франция. Как шведская принцесса стала вышивальщицей, а потом бизнесвумен

Мария в Швеции

Еще до войны Мария успела быстро и неудачно выйти замуж за шведского принца Вильгельма. Никакой любви, только холодный расчет могущественного родственника – императора Николая II, которому был выгоден политический союз со Швецией. В Стокгольме Мария провела пять лет, родила сына Леннарта, но затем развелась с ненавистным мужем, оставила ему ребенка – наследника престола, и в 1913 году вернулась домой, в Россию. В дальнейшем ее личная жизнь складывалась еще более трагично – в сентябре 1917-го она стала женой аристократа Сергея Путятина, которого любила с юности, родила еще одного сына, но этот ребенок прожил чуть больше года.

Итак, Мария оказалась в эмиграции в ужасном состоянии – моральном и материальном. Рядом был муж Сергей, его добрые родители, но жить им всем было не на что. Как писал в те годы парижский журнал «Иллюстрированная Россия»: «И вот в этот город робкой поступью вошла русская эмигрантка: в свое время ее мать и бабушка одевались у Ворта и Пуаре, а эта юная русская женщина только что вырвалась из ада Революции и Гражданской войны!»

Сама Мария вспоминала: «Нас прогнали со сцены как были, в сказочном платье. Теперь его надо было менять, заводить другую, повседневную одежду и, главное, учиться носить ее». И вот как раз с повседневной одеждой – в буквальном смысле – помог брат Дмитрий, также сидевший без гроша в кармане, но при этом не растерявший своего обаяния и сногсшибательной элегантности.

Великий князь познакомил сестру со своей новой возлюбленной – мадемуазель Шанель. Мария хорошо запомнила первую встречу с Коко: «Ко времени нашего знакомства она была немногим старше меня, но при взгляде на нее ни о возрасте, ни о внешности не приходилось задумываться. Запоминались твердая линия подбородка и решительная посадка головы. Вас буквально сминала ее будоражащая, заразительная энергия».

Девушки подружились, и как-то раз Мария услышала спор Шанель с некой мадам Батай, поставлявшей модельеру вышивки. Мадам требовала шестьсот франков, Шанель была возмущена дороговизной работы. Неожиданно для самой себя, Мария сказала, что могла бы вышить то же самое на сто пятьдесят франков дешевле. Коко согласилась, и Мария побежала домой, не чуя под собой ног.

«Меня охватил почти хмельной восторг, – вспоминала Мария. – Как же я раньше не задумалась об этом? Ведь это единственное, что я умею делать; меня учили вышивке в художественной школе, в Стокгольме, я использую те навыки. На улице я взяла такси и сразу поехала в компанию швейных машинок «Зингер». В дороге припоминала, как переносится узор на ткань. Я видела школу, ощущала плотную бумагу под рукой, слышала скрип угольного карандаша. Пальцы изнывали по делу. Я предвкушала муки и радости творчества. Вечерами мы с мужем и его родителями обсуждали, как наладим нашу вышивальную мастерскую, для начала, разумеется, в скромных размерах. Свекровь была мне доброй помощницей. Выбрали и название: «Китмир» – по имени сказочной собаки из иранской мифологии».

Дело пошло. Мария училась вести бизнес у своей лучшей подруги и наставницы. «Китмир» стал сочетанием технических находок и дизайнерских изысков. Мария использовала машинную вышивку, золотую и шелковую нить, бисер, бусины, стекло – и самые смелые орнаменты, в том числе персидские узоры и китайские символы. В 1922 году ученые обнаружили гробницу Тутанхамона, и, одновременно с основателями стиля Ар Деко, Мария начала вводить в свое творчество египетские мотивы, получившие сумасшедшую популярность.

Вдохновляясь вышивкой великой княгини, Шанель создала несколько коллекций модной одежды – исследователи даже выделяют в ее творчестве отдельный «русский период». При этом, как пишет историк моды Джанет Уоллах, «независимо от того, какие аристократические титулы носили ее сотрудники, именно Шанель безраздельно царила. Ее желание было исполнено, ее приказы возобладали, ее слово превзошло все остальное… С самого начала Шанель полностью отвечала за свою коллекцию».

Бессонные ночи и талант великой княгини привели ее к успеху буквально за пару лет. Уже в 1923 году Мария сняла целый особняк для своего ателье. Манекенщицей у нее служила княгиня Трубецкая, а приказчицей – княжна Голицына. У Дома вышивки «Китмир» появился роскошный выставочный зал и мастерская на 50 человек.

В энергичной бизнесвумен Мари уже было не узнать ту воздушную принцессу, которой она была когда-то в Петербурге. И уж тем более никто бы не догадался, что эта дама с короткой стрижкой и дымящейся сигаретой могла бы прямо сейчас сидеть на шведском престоле в драгоценной короне.

Мария вышивает

Полностью изменился и образ мыслей Марии. Носительница вековых придворных традиций особенно ценила простоту и демократичность дизайна Шанель. В своих мемуарах бывшая великая княгиня писала: «Жизнь являла резкие контрасты: скороспелые надежды и разочарования, прахом пошедшие убеждения и постепенное выстраивание нового, независимого, своего мира».

США. Модный фотограф и автор бестселлера

Спустя несколько лет бизнес настолько расширился, что Марии пришлось его продать – она уже не справлялась с организационными проблемами. Она затеяла новое дело – парфюмерный магазин, потом пыталась продавать шведские изделия из стекла, но все это не приносило ей удовлетворения. И тогда она отправилась в Америку, где снова радикально сменила вид деятельности. Мария освоила искусство обращения с камерой. Она стала одной из первых женщин – профессиональных фотографов для модных журналов.

Мария фотографирует моделей для журнала

Там же, в Нью-Йорке, Мария написала мемуары, которые до сих пор пользуются большим успехом. В начале двухтысячных в «Книжном обозрении» так отзывались об этих воспоминаниях: «Неповторимый аромат ушедшей навсегда эпохи, переданный по-женски тонко и умно. Множество милых в своей незначительности и неповторимости деталей. Строгая логика изложения и мужественная честность. Ей-богу, сейчас так не пишут».

Первое издание мемуаров Марии под названием “Принцесса в изгнании”

Рекомендую к прочтению живую историю в исполнении великолепной Марии Павловны и завершу рассказ о ней цитатой из ее мемуаров: «Мы испытывали наши способности на пределе сил, от нас требовалось невозможное. Но выдержать испытание — это был новый восхитительный опыт».


Поддержите проект и получите эксклюзивный исторический контент:
- каждую пятницу - необычный факт из истории России с иллюстрацией;
- раз в месяц бонус - интересный аудиорассказ из серии «Царские слуги».
Подпишитесь в группе Уютной империи ВКонтакте ⇢
Стоимость подписки - 50 рублей в месяц.
Отменить можно в любой момент.
Добро пожаловать в Царскую ложу Уютной империи 💚