Несчастный сын несчастного отца

Перед нами – одна из лучших работ художника Николая Ге под названием “Петр I допрашивает Царевича Алексея”. Коротко о сюжете. Алексей был сыном Петра от первой, нелюбимой, жены – Евдокии Лопухиной. Отношения у отца с сыном совсем не складывались. В какой-то момент Алексей бежал за границу в поисках союзников. Через полтора года царевич вернулся, однако за бегство его лишили права на престолонаследие в пользу младшего брата. А вскоре в Тайной канцелярии начали расследование по делу Алексея – его подозревали в желании захватить власть. Царевича допрашивал лично Петр I.

Место действия – дворец Монплезир, уютный и нарядный особнячок в Петергофе. Но посмотрите, какими мрачными получились интерьеры на картине – темные оттенки подчеркивают трагичность происходящего. Никаких внешних эффектов, никакой роскоши, никаких атрибутов царской власти. Только разгневанный, разочарованный царь-отец – и изменник сын, который не смеет поднять на него глаза, но при этом, кажется, до сих пор страдает от детской травмы. Алексей выглядит глубоко несчастным.

Как писал Салтыков-Щедрин: “Петр Великий не вытянут во весь рост, он не устремляется, не потрясает руками, не сверкает глазами, царевич Алексей не стоит на коленях, с лицом, искаженным от ужаса… и тем не менее зритель ощущает себя свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти”.

Вообще Николай Ге специализировался на религиозной живописи. Больше всего его интересовали евангельские сюжеты, но иногда художник брался и за исторические темы. И это на редкость впечатляющие полотна, полные библейского драматизма.

Н. А. Ярошенко. Портрет Н. Н. Ге. 1890

Сам Николай Николаевич Ге говорил: “Картина не слово. Она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет – нет картины”.