Балерина на стройке

Какие ассоциации возникают у нас при слове “балерина”? Это что-то воздушное, эфемерное, парящее в иных сферах. Разве может балерина разбираться в таких грубых вещах, как электричество и кирпичи? Оказывается – может!

Приведу здесь удивительный фрагмент из дневника Матильды Кшесинской, примы  Мариинского театра, возлюбленной Николая II: “Всю жизнь я любила строить. Конечно, мой дом в Петербурге был самой большой и интересной постройкой в моей жизни, но были и менее значительные. Так, в Стрельне, при даче, я построила прелестный домик для своей электрической станции с квартирой для  электротехника и его семьи. В это время в Стрельне нигде не было электричества, даже во дворце, и моя дача была первая, и единственная, с электрическим освещением. Все кругом мне завидовали, некоторые просили уступить им часть тока, но у меня станции едва хватало для себя. Электричество было тогда новинкой и придало много прелести и уюта моей даче.

Дача Кшесинской в Стрельне (к сожалению, здание не сохранилось)

Затем я построила в Стрельне еще один домик, в  1911 году, о котором стоит сказать несколько слов. Мой сын, когда ему было лет двенадцать, часто жаловался, что он меня мало видит дома из-за моих продолжительных репетиций. В утешение я ему обещала, что все вырученные за этот сезон деньги пойдут на постройку ему  маленького домика на даче, в саду. Так и было сделано; на заработанные мною деньги я ему построила детский домик с двумя комнатами, салоном и столовой, с посудой, серебром и бельем. Вова был в диком восторге, когда осматривал домик, окруженный деревянным забором с калиткой. Но я заметила, что, обойдя комнаты и весь дом кругом, он был чем-то озабочен, чего-то как будто искал. Потом он спросил меня, где же уборная. Я ему сказала, что дача так близко, что он сможет сбегать туда, но, если ему очень хочется, то я потанцую еще немного, чтоб хватило на постройку уборной. Этот план не осуществился – нагрянула война”.

И вот несколько портретов Матильды в интерьерах ее особняка (автор снимков – известный фотограф Карл Булла):