Из монастыря на бал. Какие сюрпризы ждали невесту Александра II в Петербурге

Как горько плакала по ночам будущая императрица Мария Александровна, оказавшись на родине своего жениха — в блестящей и шумной столице Российской империи, на ярмарке тщеславия! Скромная немецкая принцесса боялась высокомерных придворных, разодетых в самые пышные одежды, а больше всего ее пугала утонченная, великолепная свекровь. Александра Федоровна поглядывала на невестку с пренебрежением и, кажется, едва сдерживалась, чтобы не назвать Марию дикаркой.

Тихое детство

Принцесса Мария и правда выросла в настоящей глуши. Маленький замок Хайлигенберг прячется в лесах Гессена — далеко от Рейна, далеко от Дармштадта. Под холмом одна только деревушка Югенхайм с населением в 600 человек.

Замок Хайлинберг в окрестностях Югенхайма (современный вид)

Раньше на месте замка стоял средневековый монастырь, от которого остались лишь легенды. Говорили, что по ночам среди развалин кружатся призраки монахинь с горящими свечами в руках.

Руины монастыря в парке Хайлинберга

Юная Мария бродила среди печальных руин, и ей казалось, что где-то вдалеке раздаются едва слышные песнопения давно почивших обитательниц этого монастыря. Напуганная, принцесса бежала домой, к матери. Отца она почти не знала, он жил отдельно, и мама была самой дорогой и любимой.

То ли этот холм и правда был заколдованным, то ли просто так трагично сложились обстоятельства, но мать скончалась от туберкулеза, когда Марии было всего 11 лет. Принцессу воспитывала фрейлина Марианна де Гранси, привившая ей любовь к французской культуре и литературе.

Мавзолей семьи принцессы Марии в парке замка

Помолвка с цесаревичем

13 марта 1839 года у замка остановился взмыленный курьер со срочным посланием от отца Марии. Людвиг II вызывал дочь в Дармштадт, в главную резиденцию гессенских герцогов. Здесь сделал незапланированную остановку наследник русского престола, путешествующий по Европе в поисках невесты. Цесаревич Александр устал от долгого пути и попросился к герцогу переночевать.

Людвиг с радостью предоставил наследнику и его свите половину дворца, а сам тем временем бросился организовывать прием в честь венценосного гостя.

Хоть герцог и не любил свою дочь, но разве мог он упустить шанс выдать ее за будущего российского императора? Вечером 14-летняя Мария появилась на дворцовом спектакле «Весталка», наряженная в свое лучшее платье — подарок дорогой мамы.

Семейный портрет 1841 года: Мария стоит справа от статуи, рядом с Марией и немного позади — ее муж цесаревич Александр, ее отец — герцог Людвиг II — стоит слева, повернувшись к художнику боком. На стене — портрет матери Марии

Александр, отдохнув с дороги, совершенно очаровался прекрасной девушкой с длинными распущенными волосами — естественной и пугливой, как лесная фея. Цесаревич даже задержался в гостях у скучного Людвига еще на один день, лишь бы только продлить знакомство с Марией.

Вернувшись домой, Александр заявил родителям: «Я женюсь только на ней, вот моё решение!» Но мать наследника, императрица Александра Федоровна решила сначала сама встретиться с Марией, чтобы убедиться, что принцесса достойна семьи Романовых и как минимум — не болеет туберкулезом.

Императрица Александра Федоровна в 1852 году

Знакомство будущих родственниц состоялась в июне во Франкфурте. Александра Федоровна, поговорив с Марией, все же дала свое согласие на этот брак. Хотя и неохотно — на ее взгляд, принцессе не хватало светского лоска.

Прибытие в Петербург

Марию провожали на новую родину торжественно. 12 августа 1840 года «Мюнхенская политическая газета» сообщала своим читателям, что на прощание подданные подарили принцессе большой гобелен с вышитыми на нем гербами 72 замков Гессена. В поездке Марию сопровождала ее воспитательница де Гранси.

Спустя несколько недель путешествие подошло к концу. При въезде в Петербург, у Чесменской церкви, Мария пересела в карету к императрице Александре Федоровне и ее дочерям, одетым в русские костюмы.

Императрица Александра Федоровна (крайняя справа) с невесткой Марией (вторая справа) и дочерьми

Золотая карета с восемью зеркальными стеклами неслась сквозь строй гвардейцев и толпы народа к Зимнему дворцу. Гремели салюты и крики «ура!», полковые оркестры трубили славу невесте наследника. Принцесса была ошеломлена, руки ее дрожали от волнения.

Будущий свекр Марии — император Николай I среди офицеров

В Зимнем дворце Марии выделили отдельную комнату, в которой принцессу уже ждали первые подарки от свекрови, предполагавшей, что у невесты нет даже приличного ночного чепца. Сохранился список этих подарков на французском языке.

Перевод на русский:

«Предметы, размещенные в комнате ее высочества принцессы Марии Дармштадтской:

  • розовая накидка;
  • три шляпы;
  • два ночных чепца;
  • плюшевая мантилья с капюшоном;
  • муслиновая мантилья с вышивкой по розовому газу;
  • три кофточки-безрукавки различного рода;
  • три муслиновых пелерины для закрытых платьев;
  • два шарфика, четыре шейных платка;
  • три набора лент, две ленты из шотландки;
  • два батистовых носовых платка с вышивкой и отделкой;
  • перчатки длинные и короткие (пять дюжин);
  • мешочек для рукоделия из голубого бархата и муара;
  • пеньюар, расчески, щетки, игольница для булавок, духи.

Для торжественного выхода заказано платье из серебряного глазета с вышивкой серебряной нитью согласно прилагаемому образцу».

Зимний дворец при Николае I

Принцессе предоставили все, что может понадобиться девушке для выхода в свет, вплоть до расчесок и духов, и сшили для нее модные платья.

Изматывающая светская жизнь

Многие завидовали невесте цесаревича, но напрасно! Ей было очень трудно привыкнуть к новой жизни.

Александр II и Мария Александровна

Из воспоминаний фрейлины Анны Тютчевой: «Она мне рассказывала, что скромная и в высшей степени сдержанная, она вначале испытывала только ужас перед той блестящей судьбой, которая столь неожиданно открывалась перед ней. Выросшая в уединении и даже в некотором небрежении в маленьком замке Югендгейм, где ей даже редко приходилось видеть отца, она была более испугана, чем ослеплена, когда внезапно была перенесена ко двору, самому пышному, самому блестящему и самому светскому из всех европейских дворов, и в семью, все члены которой старались наперерыв друг перед другом оказать самый горячий прием молодой иностранке, предназначенной занять среди них такое высокое положение.

Мария Александровна в первые годы после свадьбы

Она мне говорила, что много раз после долгих усилий преодолеть застенчивость и смущение она ночью в уединении своей спальни предавалась слезам и долго сдерживаемым рыданиям. Затем, чтобы устранить следы своих слез, она открывала форточку и выставляла свои покрасневшие глаза на холодный воздух зимней ночи. Вследствие такой неосторожности у нее на лице появилась сыпь, от которой чуть не навсегда пострадала изумительная белизна ее цвета лица. Эта болезнь, затянувшаяся довольно долго, заставила ее безвыходно просидеть в своей комнате в течение нескольких недель и дала ей возможность постепенно освоиться с членами своей новой семьи и особенно привязаться к своему царственному жениху, который не только не отдалился от молодой невесты вследствие болезни, одно время угрожавшей ей потерей красоты, но, наоборот, удвоил свои заботы и проявления нежной внимательности и этим привязал к себе ее сердце, еще слишком юное, чтобы испытывать более страстные чувства».

Свадьба с цесаревичем

Венчание с Александром состоялось 16 апреля 1841 года в церкви Зимнего дворца. Марию нарядили в белое платье, богато расшитое серебром, и малиновую мантию, подбитую белым атласом и горностаем. Ее тонкий стан сгибался под тяжестью императорских бриллиантов — тиара, серьги, ожерелье, браслеты весили несколько килограммов.

Свадьба цесаревича Александра и принцессы Марии

Мария уже готовилась идти к алтарю, как ее остановила свекровь. Александра Федоровна улыбалась. Она обняла невестку и собственноручно украсила ее прическу цветами апельсина из личной оранжереи, а к корсажу свадебного платья Марии императрица приколола изящную апельсиновую веточку.

Слева — император Николай I с супругой — императрицей Александрой Федоровной

Спустя несколько месяцев свекровь записала в дневнике: «После свадьбы жизнь молодых складывается прекрасно… У неё прибавилось самоуверенности, им осанка её сделалась величественнее с тех пор, как она замужем и заняла более определённое положение; в ней столько благородства, она выглядит очень женственно в своих красивых туалетах, выбранных с таким вкусом и изяществом».

Коронационный портрет Марии Александровны