Как скучал он по отцу! Щемящая сыновья любовь Николая I

Юный Николай потерял отца при самых омерзительных обстоятельствах. И до последнего дня не мог пережить эту трагедию. Сколько тепла вложил «солдафон Палкин» в увековечивание памяти родителя! Слезы выступали на глазах у всех, кто попадал в его домашний музей, посвященный несчастному императору Павлу I.

«Мои барашки»

Богатырь Николай родился 25 июня 1796 года в Царском Селе. Все вокруг были поражены размерами младенца — 62 сантиметра это не шутки! Бабушка Екатерина II восторженно сообщала друзьям: «Сегодня в три часа мамаша (Мария Федоровна) родила большущего мальчика, которого назвали Николаем. Голос у него бас, и кричит он удивительно; длиной он аршин без двух вершков, а руки немного менее моих. В жизнь мою в первый раз вижу такого рыцаря. Если он будет так продолжать, как начал, то братья окажутся карликами перед этим колоссом».

Художник Владимир Боровиковский. Портрет великого князя Николая Павловича (1797)

Императрица, не спрашивая родителей Николая, забрала «колосса» к себе — в ее покоях уже воспитывались его старшие братья, Александр и Константин. Однако Николая ждала другая судьба. Когда великому князю было четыре с половиной месяца, Екатерина II скончалась и на престол взошел отец Николая — император Павел I.

Павел I возлагает корону на свою супругу Марию Федоровну

Старшие дети, с легкой руки бабушки, отца своего презирали и даже ненавидели. Всю свою нерастраченную отцовскую любовь Павел Петрович обрушил на младших сыновей — Николая и Михаила, который родился зимой 1798 года. «Мои барашки», — ласково называл их царь. Забот у Павла Петровича было много, но для малышей он находил время всегда. Сыновья играли у него в комнате каждый день, во время утреннего туалета императора. 

Художник Франсуа Ферье. Дети Павла I — Анна, Николай и Михаил (1806). Николай указывает на бюст отца

А вот с матерью великие князья виделись лишь пару раз в неделю — Мария Федоровна не была сентиментальной и строго придерживалась дворцового этикета. Все остальное время маленький Николай находился в окружении чужих людей — приставленных к нему камердинеров, камер-лакеев, гувернанток и нянек-горничных.

Художник Иван Эггинк. Граф Матвей Иванович Ламздорф (1745-1828)

Главным его наставником стал генерал Матвей Ламздорф, человек недалекий, жесткий и вспыльчивый. Любая детская шалость приводила генерала в невообразимую ярость, тогда он выходил из себя и распускал руки. Николаю доставалось сильнее, поскольку в отличие от младшего брата он был упрям и не любил уступать; когда он был особенно непослушен, воспитатель мог схватить его за грудки и как следует приложить об стену, так что ребенок даже терял сознание.

Деревянные лошадки

В 1801 году великий князь Александр, старший брат Николая, возглавил заговор против отца. Ночью с 11 на 12 марта Павел I был жестоко убит в собственной спальне, на том же ковре, где еще утром играли его младшие сыновья. 

Художник Ж. Утвайт. Смерть Павла I

Николаю было четыре года, но он навсегда запомнил ту роковую ночь в только что отстроенном, еще не до конца отделанном Михайловском замке. Спальня мальчика находилась над спальней отца, их связывала витая лестница.

«События этого печального дня сохранились так же в моей памяти, как смутный сон, — рассказывал потом Николай Павлович. — Я был разбужен и увидел перед собою графиню Ливен. Когда меня одели, мы заметили в окно, на подъёмном мосту под церковью, караулы, которых не было накануне; тут был весь Семёновский полк в крайне небрежном виде. Никто из нас не подозревал, что мы лишились отца; нас повели вниз к моей матушке, и вскоре оттуда мы отправились с нею, сёстрами, Михаилом и графиней Ливен в Зимний дворец… Матушка моя лежала в глубине комнаты, когда вошел Император Александр в сопровождении Константина и князя Николая Ивановича Салтыкова; он бросился перед матушкой на колени, и я до сих пор ещё слышу его рыдания. Ему принесли воды, а нас увели. Для нас было счастьем опять увидеть наши комнаты и, должен сказать по правде, наших деревянных лошадок, которых мы там забыли».

Детство Николая — это мучительное осознание страшного факта: любимый отец был предан собственным сыном, старшим братом Николая. Как смириться с этим? Как разговаривать теперь с Александром, который всегда казался чувствительным, ранимым греческим богом, а оказался жаждущим власти Брутом?

Вот тут-то и пригодилось суровая закалка Ламздорфа. Самодисциплина у Николая выработалась железная. С братом он был неизменно вежлив, о престоле не помышлял, по отцу тосковал тайно, никому в этом не признаваясь. Не в чести было имя покойного Павла Петровича в эпоху правления нового императора, Александра Благословенного.

Отцовские сапоги

Не должен был Николай наследовать трон — но получил его, против своей воли, в 1825 году. Правил он порой жестко, в стиле Ламздорфа. Угрюмым солдафоном, Николаем Палкиным прозвали его в народе. 

Но дома Николай Павлович преображался. Только семья знала его добрую, доверчивую улыбку. Близким он взахлеб рассказывал о деле своей жизни — собрании коллекции вещей и документов в память об отце.

Николай запрашивал из государственных учреждений бумаги, подписанные Павлом Петровичем. Скупал у частных владельцев отцовские подарки. Перечитал всю его библиотеку. Повелел открыть заброшенные склады в Петропавловской крепости, где хранились различные принадлежности покойного императора.

В темных казематах обнаружились настоящие сокровища, в том числе «зеркало канительной работы» и солонка с крышкой, усыпанной бриллиантами. Особенно Николай обрадовался, когда комендант Михайловского замка передал ему перстень с камнем, «на коем вырезан было удивительного сходства профиль императора Павла, работы известного в то время резчика Мозжечкова».

Наградной перстень с вензелем императора Павла I

Самым душевным проектом Николая стал музей отца в нижних «светлицах» Гатчинского дворца, где прошло детство Павла Петровича. Экспозиция никого не оставляла равнодушным: «Уютные и простенькие покои, — писал один из посетителей музея, — здесь бережно сохраняются все книги, а также и учебные тетради его детства, – невинная и прекрасная душа отражается в них… сюда другою возвышенной душой перенесены и его последние вещи из Михайловского замка, грустные и томительные для чувства: вот его Библия и молитвенник, – его донельзя простая складная кровать с грубейшим бельем и двумя подушками (на одной из них два кровавых пятна), – вкруг изголовья стоят изодранные и выстроганные (от крови) – белые, атласные ширмы, они служили последним убежищем для несчастного царя и остались свидетелями неверности Беннигсена! В углу прислонена трость владыки полумира …с правой стороны постели стоит кресло с перекинутым через спинку мундиром, снятым пред сном – перед вечным сном! – здесь же и высокие его сапоги».

Портрет любимого отца Николай Павлович завещал своему сыну — с указанием передавать этот талисман каждому следующему наследнику российского престола.