Как Николай I на омнибусе катался

Конные «маршрутки» появились в Петербурге в 1847 году. Горожанам так понравился общественный транспорт, что уже через пару лет на Невский стали выпускать двухэтажные экипажи вместимостью 40 человек, и все равно они были переполнены.

Император решил лично убедиться в удобстве омнибусов. В окружении нескольких лиц из своей свиты Николай втиснулся в забитый омнибус, который в народе прозвали «сорок мучеников». Поездка проходила в приятной и непринужденной обстановке. Но тут к государю подошел кондуктор и попросил заплатить за проезд гривенник — 10 копеек.

Император оказался в затруднительном положении, поскольку попросту не носил с собой наличных денег. Ну где вы видели  самодержца с кошельком для мелочи? Свита тоже растерялась. В конце концов Николай пообещал кондуктору, что оплатит проезд завтра, а тот не решился спорить с нарядным вельможей, хотя и покачал осуждающе головой.

На следующий день в контору городских дилижансов прибыл царский камер-лакей, который доставил десять копеек долга — плюс двадцать пять рублей чаевых для кондуктора.

Редкий портрет Николая I кисти модного английского художника Джеймса Лонсдейла