Стареющий князь сильно нервничал. Он стремительно терял свое влияние на императрицу. Екатерина радовалась новой «игрушке» — юному симпатичному Ланскому; к Потемкину же совсем охладела, а ведь когда-то клялась ему: «Опасаться тебе причины никакой нету, равного тебе нету». А вот, получается, нашла замену, с обидой думал Григорий Александрович, отмахиваясь от своего приятеля, английского посла Джеймса Гарриса, заявившегося к нему на дачу в деревню Островки. Не до друзей было князю! Привычный мир вокруг трещал по швам.
Но Потемкин не был бы Потемкиным, если бы не придумал, как вернуть любовь императрицы. «Изучив до тонкости ее слабости, желания и страсти, он пользуется ими согласно со своими целями», — восхищался все тот же Гаррис, наблюдая за тем, как работает «дивный ум» князя. Потемкин решил сразить любимую невероятно красивым и сложным подарком, до которого мальчишка Ланской и за тысячу лет бы не додумался. «Это обязательно должен быть павлин», — сказал князь Гаррису, рассеянно листая старинное издание «Эмблематики», настольной книги придворных XVIII века. «Почему?» — удивился Гаррис. «Она раньше называла меня павлином», — вздохнул князь.
Золотые руки
Потемкин не ошибся, доверившись Гаррису. «Я, имев случай окончательно изучить его характер, дошел до убеждения, что ни с кем в целой империи он бы не говорил так свободно и откровенно, как со мной», — с гордостью вспоминал потом посол. Именно английский друг подсказал князю, где можно заказать чудесный механизм, достойный императрицы.

Имя ювелира Джеймса Кокса гремело на весь Лондон. Он создавал чрезвычайно хитроумные часы, инкрустированные золотом, серебром и драгоценными камнями. Лучшие свои работы Кокс выставлял в собственном музее, где их сразу расхватывали богатые европейские аристократы.
Кокса знали и далеко за пределами Старого Света. Англичанин поставлял золотых механических животных самым капризным клиентам — индийским махараджам и китайским императорам. Азиатские монархи ласково именовали роскошные механизмы sing-songs, то есть «песенки».



В 1772 году Кокс изготовил для парижской выставки изумительного лебедя, которого спустя сотню лет описал Марк Твен в книге «Простаки за границей»: «Я любовался серебряным лебедем, который двигался и поглядывал вокруг, совсем как живой, — я любовался, как он плавает уверенно и грациозно, словно родился в болоте, а не в ювелирной мастерской; любовался тем, как он выхватил из воды серебряную рыбку, закинул голову и проделал все обычные сложные движения, чтобы проглотить ее…» Лебедь исправен и по сей день; а вот пятиметровый серебряный водопад позади него утрачен.


А в 1774 году Кокс представил в Дублине двух громадных павлинов. Каждый павлин сидел на дубовом пне, в основании которого пряталась змейка. Когда механизм приводился в действие, змейка начинала ползти по пню вверх, а павлин поворачивался на 180 градусов и распускал хвост.
Итак, гениальный мастер был найден. Теперь нужно было дать ему задание.
Золотой зоопарк
Потемкин имел блестящее образование и обладал феноменальной памятью. С особенным интересом он изучал историю Византийской империи и даже сочинил для императрицы так называемый «греческий проект», предполагавший уничтожить Турцию и возложить корону нового византийского царства на одного из внуков Екатерины.

Князь восхищался античной помпезностью, в том числе механическими чудесами византийского императора Константина VII Багрянородного: «Перед императорским троном стояло бронзовое, но позолоченное дерево, на ветвях которого сидели птицы различных видов, тоже бронзовые с позолотой, певшие на разные голоса, согласно своей птичьей породе».

Подарок Екатерине должен был воссоздать великолепие византийского «птичьего двора», поэтому одного павлина было мало. Гаррис разузнал, какие еще механические птицы имелись у Кокса в наличии. И в 1780 году князь направил английскому мастеру письменный заказ на изготовление автомата, состоящего из четырех отдельных устройств: павлина, совы, петуха и часов в форме гриба.

Композиция рассказывает историю любви Потемкина и Екатерины. Сначала просыпается сова — символ мудрости императрицы. Она включает остальные механизмы: золотой павлин распускает веером хвост и плавно поворачивается, затем петух встряхивает несколько раз головой и кукарекает. Золотой павлин — это сам Потемкин в роли главного мужчины в жизни императрицы. Петух же — горькое тайное послание Екатерине. В книге «Эмблематика», которую знали наизусть образованные люди того времени, о петухе говорится так: «Как се петух вспоет, любовь скончается». Крик петуха передает отчаяние забытого фаворита. А часы, помещенные в шляпку гриба, подчеркивают быстротечность времени — «скоро родился, скоро исчезе».





Также композицию украшали тыквы — символ благополучия империи под руководством Екатерины; улитки — символ скромности государыни; белки — символ ее трудолюбия; лягушки — символ гармонии между влюбленными.
Послание получено
Весь 1780-й год, пока английский мастер конструировал часы и отправлял их в Россию, Потемкин маялся от беспокойства, слушая восторженные отзывы придворных об обаятельном Александре Ланском, который был младше 54-летней императрицы на 29 лет. «Он отказывается от чинов и орденов, не вмешивается в политику, не ревнует, не изменяет, не дерзит», — нахваливали Сашу фрейлины и сама государыня.

В середине 1781 года «Павлин» наконец добрался до Петербурга в сопровождении Фридриха Юри, сотрудника фирмы Кокса. До декабря Фридрих возился с механизмами — но так и не сумел их правильно наладить. «Павлин» упорно молчал. Тем не менее, работу полностью оплатили. На часы ушло 11 тысяч рублей из государственного бюджета.
Почему государственного, а не личного бюджета князя? На этот вопрос может быть только один ответ. Екатерина увидела чудесную композицию в сборе и пришла в такое восхищение, что немедленно освободила Потемкина от оплаты подарка. Это было вполне в ее духе. Можно представить, как красочно описывал князь предполагаемое движение механических птиц. И какими страстными признаниями в любви он сопровождал эту экскурсию.


Затея фаворита удалась. Он вернул расположение императрицы. Уже 25 февраля 1782 года Гаррис свидетельствовал: «Потемкин не утратил ни милостей, ни власти». А что же Саша Ланской? Всячески старался подружиться с князем.
Остался только «Павлин»
Потемкин скончался через десять лет, так и не увидев, как работает его чудесная игрушка. Екатерина страшно тосковала по верному сподвижнику: «Кем заменить такого человека? Я и все мы теперь как улитки, которые боятся высунуть голову из скорлупы».

В память о милом друге она довела дело с часами до конца, поручила придворному мастеру Кулибину их восстановить.

И каждый раз, глядя на танец золотого павлина, императрица вспоминала свои письма к Потемкину: «мой золотой фазан, я люблю Вас всем сердцем», «мой кот заморский, тигр, лев в тростнике, мой павлин».

Исторические материалы по теме:
- Юрий Пятницкий «Золотой павлин» Екатерины Великой
- Татьяна Лабутина «Английские «рыцари плаща и кинжала» при дворе Екатерины II»
- Magdalena Polak «The Peacock Clock at the Hermitage» (HASTA Magazine)
- Clare Vincent, J. H. Leopold «James Cox (ca. 1723–1800): Goldsmith and Entrepreneur» (The Metropolitan Museum of Art)
- Марк Твен «Простаки за границей, или Путь новых паломников»