Не хочу вас расстраивать, дорогие начинающие писатели, но публикация книги в издательстве — это вовсе не то, к чему вам следует стремиться. Это не лотерейный билет и не путевка в светлое будущее. Вы не проснетесь знаменитым на следующий день после того, как ваша книга поступит в магазины. На вас не прольется золотой дождь. Работа писателем — это именно работа, и вам придется как следует потрудиться, чтобы ваша фамилия стала узнаваемой и люди захотели читать ваши книги. Мы сейчас не говорим о таланте — по умолчанию считаем, что он у вас есть. Но вы должны четко осознавать: контракт с издательством — это хорошо, но это лишь маленький шаг на бесконечно долгом пути писателя-самурая.
Вы все еще хотите писать книги? Просто не можете их не писать? Тогда у вас правильный настрой 🙂 Читайте ниже мои советы, но сначала — послушайте реальные истории из жизни опытных авторов.
На ярмарке non/fictio№ в Москве состоялся полезный и увлекательный разговор о том, почему многие писатели возвращаются к опыту самостоятельного издания после успешного выхода книг в издательских домах. Инициатор дискуссии — издательский сервис Rideró, который я могу рекомендовать всем авторам.
Мое выступление начинается с 21:22.
А теперь — честный рассказ о моих провалах и достижениях на писательском пути.
Моя история больше ориентирована на начинающих писателей, но, возможно, и опытные коллеги найдут в ней что-то полезное. Итак, «Роковая ошибка писателя-самурая».
Сначала несколько слов о себе. Я родилась в Санкт-Петербурге, закончила факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, много лет работала на телевидении ведущей новостей, корреспондентом и выпускающим редактором, 9 лет назад ушла с телевидения и стала независимым журналистом и писателем.
За эти годы у меня накопился большой опыт сотрудничества с традиционными издательствами и издательским сервисом Rideró, в котором я зарегистрировалась еще в 2016 году, то есть 8 лет назад.
- Издательства опубликовали три моих романа, а также 7 рассказов в различных сборниках, в том числе альманахах и журналах.
- При помощи издательского сервиса Rideró я опубликовала девять исторических и художественных книг и несколько рассказов.
Какие выводы я сделала за годы писательской работы?
У меня плохая новость для начинающих писателей. Вам наверняка кажется, что если вы написали книгу и ее — о чудо — приняли в издательстве, ваша главная битва позади, можно расслабиться, сесть под цветущей сакурой и наслаждаться чудесным видом на Фудзияму. Но это совсем не так. Да, получить предложение от издательства приятно, это льстит самолюбию и вдохновляет на новое творчество. Но даже если вашу рукопись приняло традиционное издательство, вы по-прежнему остаетесь на той самой каменистой, бесконечно долгой и трудной дороге самурая. Писатель в любом случае остается одиноким воином — какой бы путь он ни выбрал.
Коротко расскажу о двух случаях из моей жизни. Первой моей книгой, которую опубликовало традиционное издательство, стал юмористический роман «Пушистый избранник» про кота, который стал депутатом. Это было в 2017 году, спустя два года после моего ухода из Останкино, когда телезрители еще помнили меня как ведущую новостей на одном из федеральных телеканалов. Издательство АСТ предположило, что остатков моей известности хватит, чтобы книга быстро разошлась. Однако этого не случилось и издательство потеряло ко мне интерес.
В том же году другое издательство — «Альфа-книга» опубликовало мою книгу под названием «Великая княжна. Live» про современную наследницу российского престола, которая выбирает жениха в телевизионном реалити-шоу. Этот роман приняли не из-за моей биографии, а потому что он вписывался в серию издательства, посвященную принцессам. Однако читательницы серии привыкли к совсем другим сюжетам, роман не нашел свою аудиторию и продолжение этой истории издательство у меня уже не приняло.
Почему так произошло? Почему так бесславно проиграны обе этих битвы за писательский успех? Ответ очень простой. Потому что я сама в тот момент ничего не делала для своего продвижения. Издательства взяли на себя все расходы — красиво оформили книги, «причесали» текст, договорились с магазинами о распространении тиража. Но остальное я должна была делать самостоятельно. Возможно, кто-то из зрителей и помнил меня как бывшую телеведущую, но никто еще не знал меня как писателя, а значит, мои книги никому не были интересны. В глазах аудитории я ничем не отличалась от бесчисленного множества других авторов. У меня не было «фишки». Чем я могу зацепить публику прямо сейчас? Вот вопрос, на который должен найти ответ каждый начинающий писатель.
Во время войны Гэмпэй самураю полагалось перед поединком громко прокричать свое имя и подвиги предков. Так и писатель должен при каждом удобном случае громко объявлять себя и свои книги. Самопродвижение — часть работы писателя.
Итак, после провала с первыми книгами я не стала делать себе харакири, а начала вести исторический блог «Уютная история». Когда я писала книгу «Великая княжна. Live», я всерьез заинтересовалась эпохой Романовых, поэтому мой блог посвящен этому золотому периоду российской истории. Я стараюсь находить малоизвестные факты и рассматривать их сквозь призму человеческих судеб и отношений. Блог выходит на нескольких площадках в разных форматах — я пишу исторические статьи, начитываю подкасты, снимаю видео про историю династии Романовых. Я трачу на блог много времени, но оно того стоит — блог пользуется популярностью, а самые интересные факты собираются потом в документальные и художественные книги.
Одну из таких книг под названием «Три века любви Романовых» опубликовало в прошлом году издательство «КТК Галактика» — получилось шикарное подарочное издание с большим количеством иллюстраций, за что я издательству очень благодарна. Я представила книгу на творческом вечере прошлой осенью в Москве.
Как писателю вести успешный блог? Коротко поделюсь своим опытом.
- Не бойтесь выходить из зоны комфорта. Большинство писателей — интроверты, и я в том числе, и мне бывает трудно заставить себя общаться с людьми. Но знакомство с аудиторией необходимо. Вы пишете для конкретных людей, и вы должны чувствовать пульс аудитории.
- Не обращайте внимания на негатив, который обязательно будет. Отделяйте конструктивную критику от злобы. Оскорбления сразу удаляйте, а на критике учитесь.
- Забудьте о скромности, перестаньте думать о том, что вам не нравится, как вы выглядите в кадре и как звучит ваш голос. Поверьте, на телевидении нет ни одного ведущего, которому бы нравилось, как он смотрится на экране.
- Осваивайте новые навыки: хватайтесь за любые новые знания — маркетинг, пиар, реклама, цифровая графика, видеосъемка, актерское мастерство, ораторское искусство, даже курсы по созданию имиджа — для блога вам пригодится все, вы теперь публичная личность. Важно не только то, ЧТО вы рассказываете, но и КАК вы это рассказываете.
- При этом содержание блога критически важно. Удивляйте читателей, цепляйте, делайте неожиданные выводы.
- Наконец, самое сложное: найдите баланс между ведением блога, писательством, обычной работой, которая приносит вам заработок, и семьей, которая требует внимания. Поначалу ощущение будет такое, словно вы жонглируете горящими факелами, но со временем этот баланс придет.
И мы плавно подошли к хорошей новости для начинающих писателей. Когда ваше имя получит вес, когда вы заработаете репутацию эксперта по вопросу, близкому к теме ваших книг, — тогда читатели будут ждать выхода ваших новых произведений. И тогда вы в полной мере оцените все возможности селфпаба.
В чем заключается свобода самурая селфпаба?
- Почти мгновенная публикация ваших новых произведений — читателям не нужно ждать месяцами выхода обещанной вами книги.
- Возможность вносить изменения в уже опубликованные произведения — например, я уже после публикации своей книги «Последнее лето перед революцией» решила дополнить ее фотографиями, благодаря чему произведение заиграло новыми красками.
- Отсутствие этапа согласования текста с редактором — вы переписываете свое произведение сколько угодно раз в любом стиле.
- Удобство скачивания электронной версии книги в любом формате.
- Возможность заказа печатной книги — и все это по цене, которую вы устанавливаете самостоятельно, сообразуясь с возможностями вашей аудитории.
- Если хотите, вы можете заказать обложку, редактирование текста, корректуру, множество вариантов продвижения — но только лишь если сами того захотите. Можно не заказывать ничего и все делать самостоятельно.
Что отличает Rideró от других сервисов самиздата? Активная поддержка и бесплатное продвижение интересных произведений. Сотрудники издательского сервиса среди всего множества книг, опубликованных на Rideró независимыми авторами, сами находят любопытные книги и рассказывают о них читателям всеми возможными способами. Моей книге «Несчастные Романовы», написанной по мотивам моего блога «Уютная история», очень повезло оказаться в престижном проекте «Список литературы» Rideró, книгу рекомендовали к прочтению известные литературные критики и вот уже второй раз «Несчастные Романовы» участвуют в ярмарке non/fictio№, что меня очень радует.
Но, повторюсь, это не значит, что вы должны сидеть сложа руки и ждать, пока ваша книга попадет в проект, делайте все от себя зависящее для самостоятельного продвижения.
В этом году креативная команда Rideró, которой я не устаю восхищаться, придумала идею открыток к моей книге, как дополнительный стимул к продаже книги — так называемый «мерч». Вместе с Rideró мы разработали содержание этих открыток, серия называется «Путешествуем с Романовыми», и первая открытка посвящена знаменитому Восточному путешествию Николая II — причем царя здесь можно вырезать и дополнить его наряд экзотическими аксессуарами и артефактами.
В завершение хочу пожелать удачи и стойкости всем начинающим писателям. Запаситесь терпением, не ждите быстрого эффекта от своего труда, помните о том, что у самурая нет цели, только путь; и тогда вы сами не заметите, как подниметесь на гору Фудзи, откуда открывается самый лучший вид на сады цветущей сакуры.