Хулиганы и принцессы. Лучшие работы Карла Буллы, фотографа Николая II

Больше всего он любил Невский проспект — главная улица империи, жизнь кипит! Ради этого вида из окна он проделал полторы тысячи верст из далекой Пруссии; самоотверженно трудился в любую погоду без выходных; творил искусство там, где, кажется, его и быть не могло; соглашался на любые заказы, изобретал технику… И вот, наконец, вершина: целых два этажа дома на Невском носят гордое имя «Фотография К. К. Булла». Увы — триумф великого мастера продолжался недолго. Революция отняла у него фотоателье, двести тридцать тысяч негативов, семью и любимый город на Неве.

Первый фоторепортер России

До одиннадцати лет Карл не говорил по-русски, только по-немецки. Он родился в 1855 году в прусском Леобшютце в купеческой семье. Отец отдал Карла в помощники к петербургскому фотографу. Оказавшись в шумной столице империи, юный провинциал не растерялся. Быстро освоил не только русский язык, но и основы фотодела. Хозяин был очень доволен наблюдательным и вдумчивым учеником, который умел сохранить спокойствие и здравомыслие в любой ситуации. К девятнадцати годам Карл научился фотографировать лучше своего наставника и решился открыть собственное дело.

Он брал самые безнадежные заказы: снимал в полутемных помещениях и в при снегопаде, фотографировал бегущих людей и скачущих лошадей…

А еще он первым вышел на улицы. Карл Булла делает первые в истории России репортажные фотографии: солнечное затмение, обрушение Египетского моста, празднование двухсотлетия Петербурга…

Но чаще всего он фотографирует Невский. Здесь все время что-то происходит! Транспортный коллапс из-за крестного хода, презентация презабавнейшей модели многоместного экипажа, выкрутасы профессиональных велосипедистов на фоне красочного собора…

Булла первым отказывается от штатива, носит фотоаппарат на груди, и это дает совершенно новые ракурсы. Никто до него не снимал автобус с крыши — империала, в гуще самых разных лиц.

Фотосессия в Ясной Поляне

Начало века — счастливейшее время для Карла. Он открывает свое фотоателье на Невском; женится на молодой улыбчивой эстонке с очаровательной ямочкой на подбородке, это его третий брак. Сыновья Александр и Виктор радуют — продолжают и расширяют дело отца, выпускают новаторские документальные и художественные фильмы.

Семейный портрет Булла. Карл Карлович стоит в центре, рядом сидит его третья жена-эстонка. Слева — сын Александр, справа — сын Виктор

В 1908 году Карл снимает уникальный фоторепортаж — один день из жизни Льва Толстого. Фотосессию приурочили к 80-летию писателя.

Карл Булла и Лев Толстой (автор фото — Виктор Булла)

Толстой ведет себя в кадре непринужденно: катается верхом на Делире, играет в шахматы с соседями.

Портрет классика тоже удался на славу. Можно разглядеть пронзительные глаза писателя — такую потрясающую детализацию давали сухие бром-желатиновые фотопластины, изобретенные Буллой. У всех моделей Карла выражения лиц очень естественные. Фотограф всегда просил: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!»

Фоторассказ Буллы о Льве Толстом завершает снимок, снятый спустя два года: художник Илья Репин читает в газете известие о кончине великого писателя.

Репин читает известие о смерти Льва Толстого. Слева — Корней Чуковский (1910)

Трезвый взгляд документалиста

В эти же годы Карл получает разрешение на съемку царской семьи. Допуск ко двору — вершина карьеры любого предпринимателя дореволюционной России.

Николай II с супругой Александрой Федоровной и сыном Алексеем (цесаревич на руках у воспитателя) во время празднования 300-летия Дома Романовых (1913)

Но Булла равнодушен к медным трубам, он верен себе. Николай II на его снимках — не небожитель, а обычный человек с обычными эмоциями. Вот император выходит с церемонии освящении Федоровского собора в Царском Селе. Он устал, раздражен и, кажется, замерз. За ним следуют его дочери-модницы в роскошных дубленках и широкополых шляпах и сын Алексей на руках у воспитателя.

Члены царской семьи после освящения Фёдоровского собора в Царском Селе (21 апреля 1913)

Карл по-немецки беспристрастен. Он работает на контрастах. В один день фотографирует великих княжон — и лиговских хулиганов на льду…

Розовый бал у графини Шуваловой — и страшная столовая для бедных в Гавани…

Брутальное поднятие тяжестей в атлетическом обществе — и тихая, почти церковная торжественность великосветского Пассажа…

Возлюбленная императора, балерина Матильда Кшесинская — и «рыцарь революции», безжалостный мятежник Александр Керенский…

В его объективе — Российская империя как она есть, без прикрас и постановок.

Последние дни на острове Эзель

Карл одним из первых почувствовал приближение революции. Из добропорядочного подданного Российской империи, которым он являлся 38 лет, Булла превратился в глазах многих соотечественников во враждебного «немца, германца».

За свою выдающуюся деятельность Карл Карлович получил множество наград и подарков от государственных деятелей России и многих других стран, от Италии до Китая

В газетах появились напоминания об ответственности за разговоры на немецком языке. Однажды Карла арестовали при съемке военных кораблей. Потом отпустили, но чувство тревоги осталось.

Спуск на воду эскадренного броненосца «Победа» со стапелей Балтийского судостроительного завода (1911)

В 1916 году Булла передал ателье сыновьям и поехал с женой на ее родину в Аренсбург на острове Эзель Лифляндской губернии, чтобы «проведать недвижимое имущество» ее семьи, как было сказано в официальном прошении о загранпаспорте.

Фотограф рассчитывал переждать опасные времена и вернуться в Петербург к открытию следующей навигации. Но за это время в стране случился переворот, и Карла не пустили обратно. Его сыновья тем временем документировали безумие, охватившее город. В дни революции Невский стал жутким местом.

Расстрел демонстрации 4 июля 1917 года войсками Временного правительства. Виктор Булла фотографировал происходящее с крыши семейного фотоателье на Невском 54

Карл Карлович остался на острове Эзель до конца жизни. Отрастил длиннющую бороду, как у Толстого, и занялся сельским хозяйством — пилил дрова, косил траву. Учил местных детишек фотографии и снимал деревенских жителей за повседневными занятиями. Соседи и не подозревали, какой великий мастер живет рядом с ними.

Был ли он счастлив? Навряд ли. Фотограф скучал по сыновьям, по столичной суете, по любимому ателье.

Карл Булла скончался в 1929 году от сердечного приступа, случившегося через пять месяцев после осуждения в России его старшего сына Александра. Спустя еще десять лет расстреляли и младшего Виктора.

Последняя известная фотография, сделанная Карлом Буллой. Репортаж с церемонии открытия памятника павшим в войне 1918-1920 годов в центре Курессааре

Лишь в последние годы память о мастере и его семье получила достойное воплощение. Вслед за петербургским Фондом исторической фотографии Карла Буллы открылся замечательный музей его имени в доме на острове Эзель, где Карл Карлович провел свои последние дни.