Двуглавый орел в полете

Вспомним самые воодушевляющие, романтичные и неожиданные моменты из истории Императорского военно-воздушного флота.


«Летающие игрушки»

Первые самолеты империи были куплены в 1908 году на народные деньги. В буквальном смысле. Члены правительства смеялись над «летающими игрушками» и не собирались вкладывать в них государственные средства. Однако великий князь Александр Михайлович так горел идеей авиации, что придумал оригинальный выход из ситуации.

Цитата из мемуаров Александра Михайловича Романова: «У меня еще оставались два миллиона рублей, которые были в свое время собраны по всенародной подписке на постройку минных крейсеров после гибели нашего флота в русско-японскую войну. Я запросил редакции крупнейших русских газет, не будут ли жертвователи иметь что-либо против того, чтобы остающиеся деньги были бы израсходованы не на постройку минных крейсеров, а на покупку аэропланов? Через неделю я начал получать тысячи ответов, содержавших единодушное одобрение моему плану. Государь также одобрил его. Я поехал в Париж и заключил торговое соглашение с Блерио и Вуазеном».

Великий князь Александр Михайлович Романов, «крестный отец» русской авиации, проводит деловые переговоры

Первая русская женщина-пилот Лидия Зверева

Первой женщиной-пилотом стала русская «авиатрисса» Лидия Зверева. Она получила диплом летчика в 1911 году. Летала «смело и решительно», первой из женщин выполнила мёртвую петлю, штопор, пикирование с выключенным мотором. Вместе с мужем, пилотом-инструктором Владимиром Слюсаренко, основала завод, выпустивший более 40 самолетов. Несколько раз попадала в серьёзные авиакатастрофы, но отделывалась только царапинами и ушибами. Умерла в возрасте 26 лет от тифа.

Достижения Сикорского

Русская авиация, хоть и стартовала с французских разработок, быстро вырвалась в лидеры благодаря инженеру Сикорскому (после революции он эмигрировал в США).

Игорь Иванович Сикорский

Вот лишь некоторые инженерные победы Игоря Ивановича Сикорского:

  • «Русский витязь» стал первым в мире четырехмоторным бипланом;
  • «Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолетом, а впоследствии бомбардировщиком;
  • Военный биплан Сикорского стал первым самолетом, вооруженным не только бомбами, но и ружьем-пулеметом «Мадсен».

А русский авиатор Ян Иосифович Нагурский в 1914 году совершил первый арктический полет.

Гидросамолет Нагурского в бухте Крестовой

А если бы…

Вообразим на секунду, что революции не было и все имперские авиационные предприятия существуют до сих пор. Что бы они производили сегодня? Возможно, завод Зверевой-Слюсаренко как раз выпустил бы первый в мире пассажирский самолет-беспилотник. А почему бы и нет? Русская авиация всегда была дерзкой и инновационной. Представьте себе лайнер, в котором полностью исключен человеческий фактор и все приборы настолько совершенны, что не нуждаются в ручном управлении. В кабине нет экипажа, а в салоне вместо стюардесс – самоходные тележки с напитками. Вы бы согласились полететь на таком самолете всей семьей?

Концепт-самолет без экипажа

Поддержите проект и получите эксклюзивный исторический контент:
- необычный факт из истории России с иллюстрацией - каждую неделю;
- интересный аудиорассказ из серии «Царские слуги» - каждый месяц.
Подпишитесь в группе Уютной истории ВКонтакте ⇢
Стоимость подписки - 50 рублей в месяц.
Отменить можно в любой момент.
Добро пожаловать в клуб Уютной истории 💚