Художества Романовых. Русские цари рисовали лучше, чем правили империей?

Художественный талант передавался в царской семье по наследству. Как только возникала пауза в напряженном расписании первого лица государства, император тут же хватал мольберт – и всей душой отдавался живописи. Рисовать умели все Романовы, это входило в обязательную программу домашнего образования. Но трое из них могли бы сделать карьеру в искусстве. Итак, перед вами династия царей-художников.


Николай I – модельер и провозвестник пинапа

Николай Павлович учился рисовать с семи лет. Его наставником был – ни много ни мало – директор Императорской академии художеств Иван Акимович Акимов, специализировавшийся на больших исторических полотнах. В зрелые годы государь брал уроки гравюры у самого прославленного портретиста XIX века Ореста Адамовича Кипренского, автора знаменитого портрета Пушкина.

Впрочем, Николай не собирался рисовать поэтов или древнегреческих героев. Он с детства обожал все армейское, а потому сосредоточился на дизайне военной формы. В 1829 году император выпустил серию гравюр «Обмундирование российских войск», где каждая деталь офицерского костюма была выписана необыкновенно тщательно и с любовью. Николай Павлович лично выбирал ткань и фурнитуру для военной формы и даже освоил азы швейного дела, чтобы наглядно донести свои творческие идеи до подчиненных.

Император был великолепным милитари-кутюрье, опередившим свое время лет на сто минимум. Чего только стоят его эскизы женской военной формы! Наброски поразительно напоминают «пин-ап» – представьте себе американские рекламные плакаты середины пятидесятых годов XX века, изображающие жизнерадостных девушек с аппетитными формами. Так вот Николай рисовал нечто похожее, только карандашом.

Александр III – маринист, а не рыбак

Императора Александра Александровича, внука Николая I, принято считать эдаким типичным русским барином, грубоватым и простым. Это ему принадлежит знаменитая и довольно хамская фраза: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать». А про художника-баталиста Верещагина он и вовсе говорил: «либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек».

Павел Рыженко “Александр III удит рыбу”

Но! Все же Александр Александрович был Романовым, аристократом высшей пробы, и голубая кровь дала о себе знать совершенно неожиданно. Александр писал потрясающие морские пейзажи. Вот почему он столько времени проводил на рыбалке. Оказывается, он не просто ловил карасей, а наблюдал за бликами солнца на волнах.

Один из первых рисунков Александра III сделан в возрасте 11 лет и подписан: «Павлику от Саши». Павлик – это младший брат будущего императора. 

Технике живописи Александр обучался у профессора Тихобразова, а потом еще стажировался у мастера русской батальной марины Алексея Петровича Боголюбова.

Что отличает морские картины императора Александра III? Сдержанная палитра, никакого буйства красок, тихая гладь воды, мирные прибрежные пейзажи и удивительное чувство спокойствия – море представляется монарху приветливым другом, а не опасным врагом, как большинству художников-маринистов.

Николай II – натюрморист и фотограф

Николай Александрович, сын Александра III, на протяжении многих лет вел «Ювелирный альбом», куда записывал и зарисовывал все украшения, которые дарили лично ему или членам его семьи. Государь запечатлел более 300-х безделушек – запонки, галстучные булавки, кольца, брошки, ожерелья… В общей сложности Николай заполнил маленькими акварельными натюрмортами 136 страниц. Рисунки выполнены на достойном уровне, дневник можно было бы даже выпустить отдельным каталогом какого-нибудь винтажного ювелирного дома.

Однако истинной страстью последнего русского императора стала фотография – родственный живописи жанр искусства. Можно сказать, что Николай вывел семейный художественный талант на новый, прогрессивный уровень. Фотограф, как и живописец, должен разбираться в композиции и светотени – но при этом уметь пользоваться сложной техникой. Государь не расставался со своей камерой фирмы Kodak.

Николай II и его любимая камера Kodak

Он снимал все подряд – родственников, друзей, министров, но больше всего любил фотографировать прекрасные ливадийские пейзажи. Потом великая княжна Мария, дочь императора, раскрашивала черно-белые снимки. Между прочим, Николай II известен как первый в истории автор селфи.

Интересный факт

После революции родной сестре Николая II, великой княгине Ольге Александровне, удалось бежать заграницу. Средств к существованию у нее не было, все семейные деньги ее венценосный брат потратил на помощь раненым во время Первой мировой войны. Ольге пришлось зарабатывать себе на жизнь рисованием. Она стала профессиональной художницей и до 40-х годов XX века писала чудесные акварельные натюрморты. Полотна хорошо расходились – картины у Ольги Александровны получались теплыми и солнечными.

Августейшая художница не хотела рисовать трагичные исторические события, которые разрушили ее семью и ее страну. Она писала цветы и милые жанровые сценки из семейной жизни. Например, как ее дети и внуки завтракают, как закипает самовар, как тает масло на горячем хлебе. И покупатели очень удивлялись, когда узнавали, что автор этих уютных, трогательных картин – Ольга Александровна Романова, сестра последнего русского царя.


Поддержите проект и получите эксклюзивный исторический контент:
- необычный факт из истории России с иллюстрацией - каждую неделю;
- интересный аудиорассказ из серии «Царские слуги» - каждый месяц.
Подпишитесь в группе Уютной истории ВКонтакте ⇢
Стоимость подписки - 50 рублей в месяц.
Отменить можно в любой момент.
Добро пожаловать в клуб Уютной истории 💚