Ирина и Феликс Юсуповы вывезли из России столько драгоценностей и картин, что легко купили дом рядом с Эйфелевой башней, в Булонском лесу. Но запасы сокровищ оказались не бесконечными, и уже очень скоро перед эмигрантами встал вопрос: где найти источник постоянного дохода? Юсуповы решили сделать ставку на свой безупречный вкус, выработанный годами роскошной светской жизни, и в 1924 году основали модный дом, который назвали Irfé по первым буквам своих имен.
Первый взлет и падение
Презентация первой коллекции «Ирфе» состоялась в отеле «Ритц» на Вандомской площади. На подиум вышли настоящие русские графини и княгини, в их числе и сама Ирина Юсупова — племянница Николая Второго, внучка Александра Третьего!
Парижские журналы не могли упустить такую новость. Фотографии с показа сопровождались восторженными комментариями: «Оригинальность кроя, рафинированный вкус, тщательная и кропотливая работа, художественное восприятие цветов автоматически поместили это скромное ателье в ранг лучших домов высокой моды».
Позже Ирина дополнила линию одежды парфюмерией собственного изобретения. Духи «Ирфе» были представлены четырьмя ароматами: «Blonde» — для блондинок, «Brunette» — для брюнеток, «Titiane» — для шатенок и «Grey Silver» — для женщин элегантного возраста.
Модный дом Юсуповых занимал целых два этажа дома 10 по улице Дюфо. От клиентов отбоя не было.
Многих дам одолевало желание посмотреть на главного участника убийства Распутина. Это любопытство проявлялось в самых разных формах. Однажды в салон вбежала американская миллионерша, некая миссис Хубби, и принялась кричать: «Адская сила! Вы и есть князь? Вы не похожи на убийцу». Она тут же потребовала налить ей водки. И, пригубив из принесенной ей рюмки, сказала: «Сделайте для меня кокошник и пятнадцать платьев», а затем, указав пальцем на свою компаньонку, она добавила: «И еще десять для этой кретинки».
Сам князь Юсупов в «Мемуарах» также упоминает, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть „князя“, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника!».
Самые состоятельные заказчики Юсуповых приезжали из США. Свои сбережения Ирина и Феликс хранили в американских банках. Кто же мог знать, что экономика Соединенных Штатов рухнет в результате Великой депрессии! Счета Юсуповых были заморожены, а постоянные клиенты «Ирфе» больше не могли себе позволить кататься в Париж за богемными нарядами.
Да и сам по себе аристократический стиль, который проповедовал модный дом «Ирфе», очень быстро наскучил развивающемуся обществу. На первый план вышли простые и универсальные модели «Шанель» и «Диор». В итоге к 1930 году бизнес Юсуповых больше не приносил своим собственникам прибыли.
Некогда самая богатая пара России переехала в обычную двухкомнатную квартиру, где и проживала довольно скромно. От «Ирфе» остались только фотографии, журнальные статьи и эскизы, которые никому теперь были не нужны…
Снова на взлет
Эти эскизы возникли из небытия спустя восемьдесят лет забвения. В 2008 году бывшая белорусская модель Ольга Сорокина возродила бренд IRFĒ на улице Фобур Сент-Оноре в Париже. В 2016 году штаб-квартира модного дома переехала в Нью-Йорк — в вычурный небоскреб в стиле ар-деко.
Ольга не имеет отношения к Романовым. Про «Ирфе» она узнала случайно, когда читала книгу, посвященную истории моды. И ей пришла в голову нестандартная идея — вдохнуть жизнь в легендарное имя.
C этим предложением Сорокина обратилась к внучке Юсуповых — графине Ксении Шереметьевой-Сирис. Наследница охотно согласилась.
Первый показа нового «Ирфе» стал событием в мире моды. Популярности Юсуповых с лихвой хватило и на двадцать первый век.
Журналы писали хвалебные отзывы: «Дебютная коллекция вечерних платьев, разработанная бывшей моделью Ольгой Сорокиной, была ориентирована на классический крой и драпированный шелк и демонстрировалась под музыку Мусоргского, Дворжака и Грига…»
Это был успех — как и первый показ «Ирфе» в отеле «Риц» в прошлом столетии. История вышла на новый виток спирали.
Поддержите проект и получите эксклюзивный исторический контент:
- необычные факты из пыльных архивов России и Европы;
- новые исторические книги автора: долгожданный роман «Роковой год цесаревича Николая» и серия рассказов «Царские слуги».
Подпишитесь в группе Уютной истории ВКонтакте ⇢
Стоимость подписки - 50 рублей в месяц.
Отменить можно в любой момент.
Добро пожаловать в клуб Уютной истории!