Жесток закулисный мир балета. Стекло в пуантах, интриги и слезы. А если прибавить к этому еще и сестринское соперничество? Немногие сохранят достоинство, стремясь пробиться к славе. Кшесинским это удалось. Это была замечательная балетная семья, где все помогали друг другу, а о конкуренции не могло быть и речи.
Феликс — родоначальник династии
Отцом Матильды был польский танцовщик Адам-Феликс Кшесинский, любимый артист четырех императоров — от Николая I до Николая II.
Его головокружительная карьера началась в 1835 году, когда четырнадцатилетний Феликс блестяще выступил перед Николаем I в городе Калише. Особенно Кшесинскому удалась мазурка — польский национальный танец, о котором в России тогда никто еще не слышал. Государь пришел в восторг и спустя некоторое время выписал из Варшавы пять танцовщиков и танцовщиц для исполнения мазурки на петербургской сцене. В числе счастливчиков оказался и Феликс. Как же волновался он перед первым выходом в «Крестьянской свадьбе»! Но придирчивые столичные критики осыпали его комплиментами:
«Более удалое, гордое, полное огня и энергии исполнение этого национального танца трудно себе представить, — писал историк балета Александр Плещеев. — Кшесинский умел придать ему оттенок величественности и благородства. С легкой руки Кшесинского или, как выразился один из театральных летописцев, с легкой его ноги, положено было начало процветанию мазурки в нашем обществе. У Феликса Ивановича Кшесинского брали уроки мазурки, которая с этой даты сделалась одним из основных бальных танцев в России».
Феликс был не только талантливым танцовщиком, но и чудесным отцом. В начале 1860-х годов он женился на Юлии Доминской, бывшей балерине, вдове французского танцовщика Леде. От предыдущего брака у Юлии было пятеро детей, Феликсу она подарила еще четверых, один из которых скончался в младенчестве, а трое продолжили балетную династию.
Дом Кшесинских был шумным, веселым, полным музыки и вкусных ароматов. Феликс зарабатывал достаточно, чтобы зимой снимать просторную квартиру в самом центре Петербурга, а летом вывозить всю семью в деревню Красницы около станции Сиверской, в шестидесяти трех верстах от Петербурга.
Кшесинский своими руками отремонтировал двухэтажный дом, обшил все стены вагонкой, возвел громадную светлую столовую. Внизу, на речке Орлинке, организовал для детей купальню. Нередко Феликс сам вставал к плите — он обожал готовить, его фирменными блюдами были пасхальные куличи и польская уха со сметаной.
Какую счастливую жизнь он создал своим детям! Кшесинский сумел построить не только дом, но и крепкую, сплоченную семью.
Юлия — старшая сестра
Юлия Кшесинская родилась в 1865 году. Она была похожа на мать — такая же разумная и спокойная, с королевской осанкой и длинными роскошными волосами. В восемь лет она поступила в Императорское театральное училище. Родители отказались отдавать ее в интернат, хотя по правилам заведения все воспитанники должны быть жить в школе на казенном иждивении. Но в знак уважения к заслугам маэстро Кшесинского, директор разрешил Юлии жить дома, в привычной обстановке, а в училище приходить только на занятия.
Матильда с большим уважением рассказывала о карьере сестры: «Юлия была очень красива и лучше всего исполняла характерные танцы; она выступала под именем Кшесинской 1-й, считалась украшением сцены, и ей всегда давали лучшие места».
Юлия танцевала двадцать лет. В 1902 году она покинула сцену, чтобы выйти замуж за барона Александра Логиновича Зедделера — бравого офицера Преображенского полка, который впоследствии устроился на службу в Министерство путей сообщения.
Александр был младше Юлии на три года, он родился в мае 1868 года, так же как и цесаревич Николай Александрович, возлюбленный Матильды. Эти четверо очень дружили — вместе радовались, вместе горевали…
«Двенадцатого января 1894 года была объявлена давно ожидавшаяся помолвка великой княжны Ксении Александровны с великим князем Александром Михайловичем, — вспоминала Матильда. — Мы отпраздновали это событие в моем доме. Приехал Наследник, была моя сестра и барон Зедделер, и мы все пили шампанское, сидя на полу».
Матильда настолько доверяла Юлии, что в революционные дни поручила ей забрать бесценные бриллианты из Казенной Ссудной Казны, где хранились все драгоценности балерины.
Обеим Кшесинским удалось сбежать от большевиков и поселиться во Франции. А вот их брата ждала другая судьба…
Иосиф — звезда Российской империи и Советского Союза
В семье его ласково называли Юзей. Родился он в 1868 году. В отличие от большинства подростков, своим отцом Юзя восхищался и старательно копировал его манеру исполнения. Да так преуспел, что однажды император Александр III перепутал его с Феликсом. Как и все остальные Кшесинские, Иосиф был великолепен в мазурке. Ему даже разрешили носить усы, в нарушении всех правил Мариинского театра.
В 1905 году, на волне бунтарских настроений, бродивших в обществе, Иосиф возглавил группу артистов, недовольных условиями труда в театре, и разговаривал с директором в ультимативной форме, самоуверенно и дерзко. За это он был досрочно отправлен на пенсию и вернулся на сцену только в 1914 году.
Революцию 1917 года Иосиф встретил если не оптимистично, то, по крайней мере, без страха. Приютил перепуганную Матильду у себя в квартире на Литейном 38, и эта передышка спасла ей жизнь. А потом отказался бежать вместе с сестрами за границу.
Но Матильда не оставляла попыток вывезти Юзю из Союза: «Мне удалось получить для него визу во Францию, и я даже послала ему денег на проезд через Финляндию. Но брат ответил, что предпочитает оставаться в Петербурге, повторив, что артисты занимают исключительно привилегированное положение и их ничем не стесняют, а главное, он не желает расставаться с дорогими для него воспоминаниями, которыми он окружен у себя. Он писал, что, хотя оставил сцену, ему разрешили справить свой артистический юбилей, и он был счастлив этим. Его дочь Целина окончила балетную школу и уже танцевала на Мариинской сцене. Судя по присланным фотографиям, она очень на меня походила. В школе, по его словам, считали, что на сцене она своими танцами напоминает меня.
Затем он мне написал, что Целина вышла замуж за одного инженера, уехала в Сибирь и оставила сцену, а сын Ромушка пропал без вести. При каких обстоятельствах — он не сообщал. Последнее от него письмо я получила в самом начале 1940 года. Много-много лет спустя я узнала, что мой бедный Юзя и его третья жена погибли во время осады Ленинграда немцами в 1942 году, наверное, от голода и холода».
Матильда — любимица отца
Маля родилась в 1872 году — и сразу оказалась в театре. Феликс брал ее с собой на все репетиции и спектакли. Девочка восхищенно следила за игрой отца, любовалась декорациями и сказочными световыми эффектами.
В возрасте четырех лет Матильда получила свою первую роль в балете «Конек-Горбунок», где Феликс исполнял мимическую роль Хана, одну из лучших в его репертуаре.
«Я появлялась в картине подводного царства, и роль моя заключалась в том, что я должна была вынуть кольцо из пасти кита, — с улыбкой рассказывала Матильда. — Кольцо я получала до начала спектакля, сама клала его заранее в пасть кита, а потом уже вынимала его во время действия. Хотя это было в конце балета, я все-таки приходила за час до начала представления, боясь опоздать, чтобы получить кольцо и парик».
Кшесинские не раз выходили на сцену вместе, и эти моменты запомнились навсегда: «Было бесчисленное множество балетов, в которых выступал мой отец за время своей долгой артистической карьеры, — вспоминала Матильда, — но мне ближе всего были те балеты, в которых я выступала с ним вместе, — «Пахита», «Дочь фараона», «Эсмеральда». Он вдохновлял меня своей игрой, и я ощущала себя вместе с ним не артисткой на сцене, а тою, которую я должна была воплощать».