Какие фильмы смотрел на своей яхте Николай II?

Недавно мы обсудили любимые книги последнего царя из династии Романовых, а сегодня давайте поговорим о синематографе, который родился как раз в эпоху правления Николая II и был одним из любимейших развлечений царя.

В своем дневнике Николай называл фильмы «кинематографическими снимками». Больше всего он любил картины производства Ханжонкова «из службы и жизни на флоте», а также французские и английские ленты о войне и офицерах.

Кинооператоры и фотографы на Первой мировой войне

С большим интересом царь смотрел новостные репортажи, в которых чаще всего фигурировал он сам и члены его семьи. Кстати, самый первый российский документальный фильм был посвящен коронации Николая II (1896 год).

Коронация Николая II

Петербургский историк Игорь Зимин сообщает: «По мере того, как подрастали царские дети и Александровский дворец Царского Села превратился в жилую императорскую резиденцию, на втором этаже детской половины дворца оборудовали помещение для просмотра кинофильмов.

Александровский дворец

Поначалу в Александровском дворце специального помещения «для кино» не было. Потом для просмотра кинофильмов оборудовали комнату, где проводили уроки музыки (в комнате стояли два пианино). Для просмотра кинофильмов на лицевой стене повесили экран из прорезиненной ткани, покрытый алюминиевой, серебристой краской.

Так выглядели первые кинозалы для массовой публики (кинотеатр «Сплендид-Палас» на Караванной улице в Петербурге)

Кроме экрана большой проблемой оказалось стационарное размещение кинопроекционного аппарата. Для него в подвале дворца установили специальный трансформатор, выделив отдельное помещение. Со временем кинозалы оборудовали во всех императорских резиденциях».

Комната с проекционной аппаратурой

В 1913 году кинозал появился даже на царской яхте «Штандарт»!

Императорская яхта “Штандарт”

Из дневника императора: «6 мая 1914 года. Мне минуло 46 лет! Вот-с! К счастью погода поправилась. Писал телеграммы. В 11 час. был церковный парад на площадке и затем большой завтрак. От 3 до 5 час. играли в теннис. Пили чай одни. Отвечал до отчаяния на телеграммы. В 71⁄2 поехали к обеду на яхту. Вечером «Штандарт» и все суда были красиво иллюминированы. Видели веселый и интересный кинематограф в столовой. Вернулись домой в 12 ч.».

Николай с дочерью

Некоторые фильмы так нравились Николаю, что он даже указывал их названия в своем дневнике. Итак, перед нами – кинорекомендации от самого царя.

«Трёхсотлетие царствующего Дома Романовых» (Россия, 1913)

Отзыв царя: «После обеда смотрели кинематограф «Избрание на царство Михаила Феодоровича». Хорошо и достаточно верно в историческом отношении» (посмотрел 16 февраля 1913 года).

Кадр из фильма – избранный царь Михаил Фёдорович спускается по лестнице к народу

О чем кино: Большая историческая постановка снималась одновременно с картиной Александра Ханжонкова «Воцарение дома Романовых», но в более крупном масштабе; она заканчивается документальными кадрами коронации Николая II. Начало царствования Романовых представлено развернутыми историческими эпизодами из Смутного времени, заканчивающегося избранием на царство Михаила Федоровича. Дальнейшая история династии Романовых излагается в фильме фрагментарно. Начиная со времен Павла I царствующие особы актерами не играются, в фильме представлены только изображения правителей — бюсты, помещенные в условные декорации, фотопортрет и хроникальные съемки».

«Балерина из Одеона» (Италия, 1913)

Кадр из более известного фильма этого же режиссера (“Железнодорожный магнат”, 1919)

Отзыв царя: «Отличный кинематограф» (посмотрел 14 ноября 1913 года).

О чем кино: Оригинальное название – «La ballerina dell’Odeon». Короткометражный фильм. Режиссер – Юджинио Перего, снимавший мелодрамы и комедии. Сам фильм не сохранился, однако можно предположить, что в нем снимались Пина Меникелли или Лина Мильфлёрс, любимые актрисы этого режиссера. Пину называли «самая неугомонная из див золотого века итальянского кино», а фильмы с Линой пользовались большим успехом на кинофестивалях.

Пина и Лина, любимые актрисы режиссера Перего

«Героический подвиг рядового Василия Рябова» (Россия, 1914)

Отзыв царя: «В 6 часов был кинематограф “Подвиг Василия Рябова”» (посмотрел10 октября 1914 года).

Сам фильм не сохранился, а вот открытки, рассказывающие о подвиге Рябова, можно найти и сейчас

О чем кино: Русско-японская война. Простой солдат, использовав свой актёрский талант, отправляется на разведку, переодевшись в китайского крестьянина и прицепив себе фальшивую косу. Он собирает необходимые сведения и уже направляется к своим, когда неожиданно встречает японских офицеров, которые на китайском приказывают Рябову напоить коней. Василий не понимает. Один из офицеров дёргает его за косу, та отваливается, японцы понимают, что перед ними шпион и расстреливают его. Однако мужество Рябова их так впечатляет, что они сами сообщают русским солдатам все подробности гибели их сослуживца, называя Василия «русским самураем».

«Таинственная рука» (США, 1914)

Кадр из фильма “The Mysterious Hand” (“Таинственная рука”)

Отзыв царя: «Интересный кинематограф», «картины из «Таинственной руки» были интересны» (смотрел с ноября 1916 года по февраль 1917 года).

О чем кино: По сути, это первый в истории детективный сериал про королеву преступного мира Леди Рэффлс, за которой безуспешно гоняется красавец-детектив Келли. В главных ролях – актриса Грейс Кунард (она же сценарист и продюсер) и Фрэнсис Форд (он же режиссер и продюсер).

Фрэнсис Форд и Грейс Кунард

Эта эффектная парочка на протяжении нескольких фильмов заставляет зрителя как следует понервничать, но также и посмеяться. Так, например, в фильме «Таинственная рука» Леди Рэффлс крадет свадебные драгоценности, и детектив Келли узнает в ней преступницу по родимому пятну на руке. Однако он не успевает ее арестовать – Леди Рэффлс прыгает в автомобиль и уносится прочь, посылая детективу на прощание воздушный поцелуй. В других сериях Леди Рэффлс крадет жемчужное ожерелье, переодевшись в маскарадный костюм («Близняшки»), а еще спорит с детективом Келли, что она ограбит сейф, даже если он будет этот сейф охранять («Леди Рэффлс возвращается»).

Грейс Куннард в фильме “Без маски” (1917)

Николай II обожал этот сериал. Увлекательные фильмы про обаятельную преступницу и влюбленного в нее детектива скрасили ему самые тяжелые, революционные дни.