Датский пейзаж Николая II – публикуется впервые

Лето 1883 года цесаревич Николай провел в гостях у дедушки – датского короля Кристиана IX.

Лето 1883 года. Цесаревич Николай стоит в первом ряду слева, задумчиво глядя в даль. В верхнем ряду выделяется его отец, император Александр III в прогулочной шляпе. Король Кристиан IX стоит в верхнем ряду слева, рядом с собакой.

Ники частенько отдыхал в Дании вместе со всей семьей; его мать, императрица Мария Фёдоровна очень дружила со своими родителями, да и отец Ники, император Александр III, был рад отдохнуть от государственных забот, прогуливаясь по ухоженным паркам Фреденсборга – фамильной резиденции датских монархов.

Фреденсборг

Дворец Фреденсборг расположен на берегу крупнейшего озера Эсрум – возможно, именно его изобразил Ники на своей картине. Березы в Дании тоже есть, так что можно предположить, что цесаревич рисовал пейзаж с натуры – как и многие другие художники, например, Вильгельм Грот, запечатлевший озеро Эсрум с фотографической точностью.

Датский художник Вильгельм Грот «Тихий день на северном берегу озера Эсрум» (1879)

Акварельная картина Николая получилась вполне гармоничной по композиции и цветовому решению, однако прорисовка дороги позади кустов могла быть более тщательной, а розовое небо в сочетании с зелеными оттенками создает некоторое напряжение.

Подпись на рамке: “в Фреденсборге. 30 августа 1883 г. от Ники”. Подпись на самой картине: “Ники. 03 Авг. 83”. Источник изображения: Телеграм-канал «Онлайн-дневник Николая II 1894-1916»

Ники вложил в рисунок много сил. Но вряд ли он занимался акварелью исключительно из любви к искусству – наставники путешествовали вместе с наследником и давали ему уроки каждый день.

Сохранилось письмо Ники к другу Сандро (великому князю Александру Михайловичу), датированное августом 1883 года: «Встаем позже, чем в Петергофе, в четверть восьмого; в восемь пьем кофе у себя; затем берем первый урок; в половине десятого идем в комнату тети Аликс и все семейство кушает утренний завтрак; от 11 – половины двенадцатого имеем урок датского языка; третий урок от половины двенадцатого до половины первого; в час все завтракают; в три – гуляют, ездят в коляске, а мы пятеро, три английских, одна греческая двоюродные сестры и я, катаемся на маленьком пони; в шесть обедаем в большой средней зале, после обеда начинается возня, в половине десятого мы в постели. Вот и весь день».

Тем летом во Фреденсборге царила творческая атмосфера – известный копенгагенский живописец, руководитель Свободной художественной школы Лауриц Туксен взялся рисовать монументальный групповой портрет всей семьи Кристиана IX. Ники внимательно наблюдал за работой мастера и, возможно, перенял у господина Туксена несколько художественных приемов.

Лауриц Регнер Туксен «Семья короля Дании Кристиана IX» (1883-1886). Король Кристиан и его супруга королева Луиза сидят на софе в центре картины. Посередине стоят российский император Александр III с супругой Марией Федоровной, а позади, у дверей, можно разглядеть цесаревича Николая в темно-синем матросском костюме.

Датский художник создал не только эту большую картину, но и несколько эскизов к ней. Портрет Ники в исполнении Лаурица Туксена весьма интересен.

Портрет цесаревича Николая кисти Лаурица Регнера Туксена

Мастеру удалось передать непростой характер наследника. Ники, одетый в морскую форму, смотрит на художника сдержанно, даже немного настороженно – цесаревич был интровертом и не любил знакомиться с новыми людьми. Но в то же время на губах Ники замерла легкая улыбка, он явно наслаждается каникулами в тихой Дании, где народ совершенно индифферентен к пышным титулам и даже не знает в лицо своего правителя.

Принц Христофор Греческий вспоминал забавный случай, произошедший летом 1883 года: «Кристиан IX с сыном и двумя зятьями гулял за городом. Тут к ним подошел какой-то мужчина, чтобы спросить дорогу, король объяснил ему, как пройти, и, поскольку он не пропускал ни одной возможности пообщаться со своим народом, начал с ним беседовать. Мужчина решил, что имеет дело с гостями кого-то из местных землевладельцев, и с интересом спросил, как их зовут.
— Ну, — ответил ему Кристиан IX, — это — мой сын, король Греции, а это — два мои зятя, русский царь Александр и принц Уэльский, а я — ваш король.
Мужчина, подумав, что ему морочат голову, в сердцах сказал: — А я — Иисус Христос! — развернулся и ругаясь ушел».

На протяжении восьми лет цесаревич учился живописи, но и после завершения программы иногда брался за акварельные краски. Его зрелые рисунки выполнены уверенной рукой. Уже будучи императором, Николай Александрович вел ювелирный дневник, где лично изобразил все драгоценности, принадлежавшие царской семье. 305 рисунков на 41 странице!

В завершение давайте сравним уровень мастерства Николая с художественными способностями его супруги Александры Фёдоровны, которая в 1904 году нарисовала для дочери Марии портреты принцессы и дамы в нарядной шляпе.