Причёска а-ля Виже-Лебрён

Наша героиня сегодня — прославленная французская художница Элизабет Виже-Лебрён (1755-1842), запечатлевшая на своих картинах 48 русских вельмож. Однако сегодня речь пойдет о парижском периоде ее творчества. Элизабет еще в юности показала себя не только талантливой портретисткой, но и умелым парикмахером.

Автопортрет художницы

Слово дореволюционному искусствоведу Хэлдину Макфолу: «Она решительно восставала против пудры и румян, которые были в моде в XVIII веке и покрывали самый чудный молодой цвет лица; при всякой возможности художница сама причесывала волосы своих моделей. Виже-Лебрён рассказывала с некоторым самодовольством, что она уговорила прекрасную герцогиню Грамон бросить употребление румян и пудры и позволить художнице расположить по своему вкусу черные ее волосы, цвета воронова крыла; герцогиня поехала с сеанса прямо в театр и произвела там такой фурор, что сразу изменила моду».

Мари Габриэль де Грамон, герцогиня де Кадрус, кисти Виже-Лебрён, 1784

Чтобы вы понимали всю парикмахерскую дерзость художницы, обратите внимание на схематичное изображение типичных причесок XVIII века.

Куафюры неудержимо стремятся вверх. На головах возводятся сложнейшие сооружения. В ход идут не только собственные волосы, но и накладные, а также ленты, драгоценности, ткани, цветы, плоды. И даже — чучела птиц, статуэтки, мини-сады (!) с крошечными искусственными деревцами.

И тут вдруг — древнегреческая простота и естественность на картинах Виже-Лебрён. По сути, Элизабет выступила против самой королевы Марии-Антуанетты, которая целыми днями придумывала грандиозные прически под названиями «взрыв чувствительности», «сладострастная» и «тайная страсть».

Впрочем, Мария-Антуанетта была не в обиде, она дружила с Элизабет. Художница не раз уговаривала королеву хотя бы чуть-чуть уменьшить «дом» на голове, однако королева наотрез отказывалась от подобных предложений, говоря: «Меня последнюю увлечет эта мода! Я не хочу, чтобы говорили про меня, будто я старалась скрыть свой огромный лоб».