«Книга прекрасна для семейного чтения». Отклик выпускника истфака на «Три века любви Романовых»

От всего сердца благодарю читателя Дмитрия У., приславшего мне чудесное письмо с откликом на мою историческую книгу «Три века любви Романовых». Каждая строчка здесь продуманная, прочувствованная — отлик тронул меня до глубины души.

Добавлю также, что Дмитрий, историк по образованию, дополняет мои статьи на Дзен-канале «Уютная история» интересными и содержательными комментариями, благодаря которым тема начинает играть новыми красками. Также мне было очень приятно познакомиться с Дмитрием лично на осенней выставке non/fictioN в Москве.


Отклик Дмитрия У. на книгу «Три века любви Романовых»:

Рецензия, на латыни, значит, обследование, рассмотрение. Не стану рассматривать или обследовать, поведаю, как книга легла на сердце и как оно откликнулось.

Дмитрий У. — автор отклика

Первым делом, что обращает на себя внимание — внешний вид издания; на стоимости бумаги, печати и обложки не оптимизировали, потому её приятно держать в руках, поставить дома на полку, хоть и современная мебель не предназначена для хранения книг (все заметили, да?), книги в современном доме даже не гастарбайтеры, а какие-то космические организмы. Оформление книги красивое, богатое и современное, вряд ли такому изданию подошла бы обложка научной монографии сталинских времен — стало бы монументальней, но несозвучно стилю популярной истории.

Второе, и главное для всякого источника знания, это авторский, спокойный, разговорный стиль изложения исторического материала. Он не предполагает многоточия, полемики; автор изложила своё видение каждой из личности царского дома занимавшей престол. Стиль очень лёгкий, написан доступным для восприятия языком, с неологизмами, но без фамильярности к читателям. Если уместна такая метафора, то любители старой звуковой техники называют её задушевное звучание ламповым. Я бы от себя сказал, абажурным, словно голос Юрия Яковлева. Несмотря на лёгкость стиля, трудно представить, что читать написанное можно под музыку, например, так как это помешает восприятию исторического знания. Книга богата иллюстрирована, портреты позаимствованы из эпох, о которой идёт речь в каждой главе, бытовые сцены — из классиков живописи. В книгу нужно именно вчитываться; не подойдет она, на мой взгляд, для развлечения сознания по дороге на работу в транспорте. Можно слушать в переполненном вагоне Первую симфонию Бетховена? Можно. Воспримешь ли ты её, — вот в чём вопрос.

Почему? А потому что автор повествует о своих героях не как об отвлеченных персонажах, похожих на картонные фигурки, которые что-то там говорят, что-то делают, заполняя этим контент. Анна Пейчева, не вырываясь из контекста событий, легкими, малозаметными мазками обозначила характер каждого из царей, и что особенно обращает внимание, на отношение монарха с семьёй и детьми. Впрочем, в предисловии автор и сама говорит об этом, автору интересно поведать читателю, что под монаршей мантией Романовых бились пылкие сердца. Именно это ненавязчиво ставит писатель в обязанность — заботу царственных особ о близких и о наследниках, поскольку, если ты не заботишься о ближнем круге, каким ты можешь быть хранителем державы. Таким образом, определяется основной круг читателей этого труда — круг семейный, книга прекрасна для семейного чтения, но не на мотив: «а ну сейчас же сел — и всё прочёл!», — потому как такие прочтения вызывали у нас отвращения в школьной программе; родитель должен начать читать книгу для ребенка вслух, он должен увлечь его магией истории, и потом оставить книгу на видном месте.

Особенно запомнилось позиция автора в отношении Петра Федоровича и его портрет на основе документального описания детских лет, воспитания, семейной жизни с будущей Екатериной Великой. Не люблю слово реабилитация, слишком оно затерто, как перилы, но мне интересно было узнать из других источников, не из тех, что использовал Валентин Пикуль. Отношение автора к своим героям дружеское, не смотря на различие жизненной позиции Петра Великого и не менее великой Екатерины. Начинаешь размышлять о парадоксе истории и противоречиях власть предержащих: императоры, названные великими, бесчеловечно относились к своим супругам и детям, император последний, ценивший и любивши семью, изначально был назван «кровавым»… Прочитав книгу, чувствуешь, что Анна Михайловна относится к своим героям с тем прекрасным и волнующим радованием, что когда-то называли любовью. И это прекрасно, потому как надоело читать жёсткую прозу и ни к чему не обязывающую беллетристику.

Отмечу ещё, что мне, человеку с дипломом истфака, было интересно читать это труд, и не только освежить знания, но и узнать новое. Возможно, эта книга станет побудительной причиной для кого-то из молодых, чтобы посвятить изучению истории молодые годы.

Ссылка на книгу «Три века любви Романовых» на сайте издательства КТК «Галактика» ⇢