Николай II всегда был страстным театралом. Днем пропадал за кулисами, вечером – в зрительном зале. Потом начались проблемы в семье и государстве, стало не до развлечений. Но после отречения от престола бывший император вновь вспомнил о своем любимом увлечении. И в этот раз он сам вышел на сцену. Находясь в ссылке в Тобольске, Николай весь отдался любительским спектаклям, буквально умирал от волнения перед очередной премьерой – лишь бы только не думать о том, какая судьба ждет его в реальности.
«Театр уж полон; ложи блещут»
Когда Николай Александрович был еще молодым и дерзким цесаревичем, он как-то раз сыграл Евгения Онегина в домашней постановке. Партию Татьяны исполнила его тетя Элла – Елизавета Федоровна, супруга великого князя Сергея Александровича.
Николаю тогда было 23, и роль светского льва Онегина подходила ему идеально. «Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почетный гражданин кулис…» – это же все про юного цесаревича, не обремененного властью и семьей. Как раз в том самом году у него закрутился сумасшедший роман с балериной Матильдой Кшесинской.
Он настолько окунулся во всю эту театральную жизнь, что даже приказал провести себе в рабочий кабинет телефонную линию из Мариинского, чтобы слушать любимые спектакли «в прямом эфире».
Историк Игорь Зимин приводит любопытные записки Николая к матери, датированные 1896-м годом: «Милая Мама! Извини, пожалуйста, за наше дерзкое бегство в театр. Но в 1/2 восьмого дают Ревизора. Сандро и Сергей очень звали туда. Я два раза старался попасть в него, но ни разу не удавалось»; «Милая Мама, мне очень хочется поехать сегодня в балет Чайковского «Лебединое озеро», поэтому извини нас, если не придем к тебе к обеду. Не думаешь ли ты тоже поехать в театр?»
Семья, работа, дети…
Потом беззаботный цесаревич внезапно превратился в Императора Всея Руси, сразу же женился на неулыбчивой немецкой принцессе, и на этом вся его блестящая светская жизнь закончилась. Ходить по премьерам стало попросту некогда. Государственные проблемы требовали круглосуточного внимания. Да к тому же супруга Николая II, императрица Александра Федоровна, театр совсем не любила. Не в ее это было характере. К тому же, очевидно, Александра ревновала мужа к балерине Матильде.
За двадцать последующих лет Николай выбирался в театр считанные разы. Лишь накануне трехсотлетия Дома Романовых возобновил регулярные посещения храмов искусств.
Историк Игорь Зимин пишет: «Складывается такое впечатление, что Николай II в январе и феврале 1913 г. наслаждался давно знакомыми постановками, их он смотрел и слушал много раз. Наслаждался тем, что может разделить радость от увиденного со своими старшими дочерьми. Тем, что может вновь посещать театры, а не сидеть узником в пригородных резиденциях, окруженных многочисленной охраной. Следует отметить, что возобновление «театральной жизни» диктовалось не столько личными желаниями царя, сколько политической необходимостью. Накануне 300-летия династии Николай Романов должен был продемонстрировать политическую стабильность страны, в том числе и тем, что он может в любое время посетить любую точку своей Империи. В том числе и театр. Царь активно демонстрировал себя подданным».
Последний спектакль последнего императора
После отречения от престола царская семья почти год провела в ссылке в Тобольске. Николай по привычке вел ежедневный дневник. Удивительно, но в этих записках – ни слова о мрачных событиях прошлого, нет размышлений о туманности будущего. Зато целые страницы исписаны отчетами о любительских спектаклях, которые ставились под руководством экс-императора каждое воскресенье. В сценках принимали участие дети Николая и немногочисленные слуги.
Играли на французском, английском, и всего один раз – на русском. Это был водевиль Чехова «Медведь» – небольшая пьеса-шутка о том, как один помещик вызвал вдову своего должника на дуэль. В таких вот водевилях Чехов показывал мир мелких людей, убогих мыслей, ничтожных чувств, где царит бестолковая суета и погоня за пустяками. Словом, отличный способ отвлечься от страшной реальности.
Старая афиша спектакля по пьесе Чехова «Медведь». Похожие афиши рисовали дети Николая II в Тобольске (увы, эти афиши не сохранились).
В феврале 1918 года Николай записывает в дневнике: «Работали в саду и пилил. После чая репетили. Вечером состоялся спектакль. Сперва шла англ. пьеса – «The Crystal Gazer» («Хрустальный пророк») – Мария и m-r Gibbs, а затем наша – «Медведь», в кот. играли: Ольга, опять Мария и я. Волнений в начале представления было много, но, кажется, хорошо сошло».
Спектакли отнимали все свободное время. Императрица помогала дочерям шить костюмы, Николай Александрович с сыном монтировали декорации. Потом, в замиранием сердца, премьера – пусть для своей семьи, но все же ответственный момент.
Театр для последнего императора оказался единственным средством в ссылке сохранить рассудок. Полное погружение в вымышленный мир позволило Николаю II не сойти с ума от нереальности происходящего. И с царским достоинством принять свою трагическую судьбу.
Поддержите проект и получите эксклюзивный исторический контент: - необычный факт из истории России с иллюстрацией - каждую неделю; - интересный аудиорассказ из серии «Царские слуги» - каждый месяц. Подпишитесь в группе Уютной истории ВКонтакте ⇢ Стоимость подписки - 50 рублей в месяц. Отменить можно в любой момент. Добро пожаловать в клуб Уютной истории 💚