Матильда Кшесинская: чудесное детство и первая встреча с цесаревичем Николаем

Упоительно счастливой была юная Маля. Любящий отец, знаменитый артист Феликс Кшесинский, подарил ей беззаботное детство в волшебном мире балета. Матильда выросла в театре и здесь же встретила своего сказочного принца – наследника русского престола Николая Александровича.


Театральная династия

Фамилия Кшесинский на афише стала знаком качества задолго до рождения Матильды. Ее дед, поляк Ян Кшесинский, был необычайно одарённым человеком: виртуозно играл на скрипке, выступал вместе с Николо Паганини, обладал мощным драматическим и комедийным талантом, а еще прекрасно пел, благодаря чему заслужил славу великого артиста Варшавской оперы. Польский король называл его «мой словик» – «мой соловей». Ян до ста шести лет выходил на сцену!

Матильда с отцом

Отец Матильды, Феликс Кшесинский, получил известность как великолепный исполнитель мазурки. В Петербург его выписал император Николай I, впечатлённый выступлением Феликса в Варшаве. Поэт Алексей Плещеев восхищался: «Более удалое, гордое, полное огня и энергии исполнение этого национального танца трудно себе представить. Кшесинский умел придать ему оттенок величественности и благородства. С легкой руки Кшесинского или, как выразился один из театральных летописцев, с легкой его ноги, положено было начало процветанию мазурки в нашем обществе. У Феликса Ивановича Кшесинского брали уроки мазурки, которая с этой даты сделалась одним из основных бальных танцев в России».

Юлия и Феликс Кшесинские – родители Матильды – танцуют мазурку

Феликс женился на Юлии Доминской, бывшей балерине, вдове французского танцовщика Леде. От этих двух браков Юлия родила тринадцать детей, из которых Матильда была самой младшей. Иосиф, брат Матильды, и ее сестра Юлия также впоследствии танцевали на сцене Мариинского.

Детские радости

Матильда была любимицей отца. Он часто брал ее с собой в театр на репетиции и премьеры. Кшесинская потом писала: «Никогда не забуду, с каким восхищением я смотрела спектакль, с каким вниманием следила за танцами, за игрою отца, как любовалась декорациями и световыми эффектами — то день на сцене, то ночь и луна, то ветер и гроза с громом и молнией,— все это представлялось мне сказочно прекрасным, таинственным и необыкновенно увлекательным».

Феликс и Матильда Кшесинские были настолько популярны, что на них даже рисовали карикатуры (Феликс здесь танцует мазурку, Матильда исполняет партию Эсмеральды, поэтому с козочкой)

Но и дома Матильде скучать не приходилось. Семья была вполне состоятельной – Феликс получал отличные гонорары за спектакли, а его уроки мазурки были самыми дорогими в столице. Кшесинские снимали большие квартиры в лучшей части города, а лето проводили в имении Красницы под Петербургом. «Роскоши не было, – рассказывала Матильда. – Но изобилие было полное… В соседних деревнях были прекрасные лавки, где все можно было покупать, а чего нельзя было там достать, отец привозил из города в большом кожаном мешке. Мы, детьми, всегда толпились вокруг отца, когда он возвращался из города, чтобы проведать, какие вкусные вещи привез он с собою завернутыми в таинственные пакеты».

Матильда в детстве – и уже в образе!

На свежих деревенских продуктах Маля быстро набирала вес, и однажды ее за это пристыдил балетмейстер Лев Иванович Иванов, при всём классе громко сказал: «Жаль, что столь талантливая артистка так располнела». Впрочем, Матильда никогда не отличалась излишней худобой – в конце XIX века балетные стандарты были другими. Поэтому родители относились снисходительно к хорошему аппетиту девочки.

Маля Кшесинская

Веселее всего было в день рождения Матильды. 19 августа в имение прибывали десятки гостей, которых уже и негде было размещать, кому-то приходилось спать на сеновале.

Вечером вокруг дома зажигалась иллюминация, отец запускал красочный фейерверк, а как-то раз организовал целую кавалькаду с факелами.

Как вспоминала Кшесинская, «подавался вкусный обильный ужин с обязательным шведским горячим пуншем, который тоже готовился отцом по ему одному известному рецепту. Он придумывал разные сюрпризы, чтобы меня потешить в этот день. Так, раз он подвесил к потолку столовой венок из живых цветов, который за ужином сам опустился мне на голову.

Другой раз, когда он хотел повторить этот номер, венок по оплошности спустился на голову моего придурковатого соседа, что вызвало общий смех».

Имение Кшесинских в Красницах

Императорское театральное училище

Матильда была способной ученицей, даже слишком: танцевальные движения она схватывала моментально, а обычные предметы вроде географии или математики давались ей легче, чем остальным воспитанницам. Дочери знаменитого Кшесинского в виде исключения позволили не проживать в балетном интернате постоянно, а приходить только на занятия.

Учащиеся Императорского театрального училища

В какой-то момент Матильде стало совсем скучно в училище, она даже начала сомневаться в своем призвании – пока не увидела выступление итальянской балерины Вирджинии Цукки, прибывшей в Петербург на гастроли и затем ставшей примой Мариинского театра.

Кшесинская с восторгом описывала свои впечатления от спектакля Вирджинии: «У Цукки были необыкновенно выразительные движения рук и изгиб спины, которые я хотела запомнить, жадно следя еще детскими глазами за ее исполнением… Я сразу ожила и поняла, к чему надо стремиться, какой артисткой надо быть. Цукки видела мое обожание, и у меня долго хранился в банке со спиртом подаренный ею цветок, который потом пришлось оставить в России».

Вирджиния Цукки

Матильда приступила к репетициям с пылом и страстью, и к моменту выпуска из училища считалась лучшей ученицей на курсе. Ее стали называть «второй Вирджинией Цукки». На выпускной спектакль Кшесинской пришел сам император Александр III со своим старшим сыном Николаем.

Встреча с наследником

Цесаревичу Николаю шел тогда двадцать второй год, Матильде было семнадцать. «Сколько волнений было сопряжено с этим спектаклем, – вспоминала балерина, – сколько радости танцевать в присутствии всей Царской семьи, как бились наши молодые сердца!»

Матильда, в голубом костюме с букетиками ландышей, исполняла кокетливый и прелестный танец из балета «Тщетная предосторожность». В рецензии Плещеева можно найти такие строчки: «Г-жа Кшесинская в па-де-де произвела самое приятное впечатление. Грациозная, хорошенькая, с веселою детскою улыбкою, она обнаружила серьезные хореографические способности в довольно обработанной форме: у г-жи Кшесинской твердый носок, на котором она со смелостью, достойной опытной балерины, делала модные двойные круги. Наконец, что опять поразило меня в молодой дебютантке, это безупречная верность движения и красота стиля».

Кшесинская танцевала настолько хорошо, что после спектакля государь подозвал ее к себе, зычным голосом объявил: «Будьте украшением и славою нашего балета» и посадил выпускницу за праздничный стол рядом с собой. С другой стороны от Матильды оказался цесаревич Николай. Император повернулся к ним и, улыбаясь, сказал: «Смотрите только, не флиртуйте слишком». Но, конечно, получилось ровно наоборот.

Из воспоминаний балерины: «Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон».

Вечером Матильда вернулась домой, бесконечно счастливая и усталая, принимала поздравления от гордых родителей, потом долго не могла уснуть от радостного волнения…

Николай и Матильда

Спустя два месяца Кшесинскую зачислили в балетную труппу Императорских театров, а еще через полтора года у Матильды закрутился бурный роман с цесаревичем Николаем. Труднее всего было рассказать обо всём отцу. Феликс принял новости тяжело.

По словам балерины, «хотя он умел владеть собой, я не могла не заметить, что в нем творится, и сразу же почувствовала, как он страдает. Он выслушал меня внимательно и лишь спросил, отдаю ли я себе отчет в том, что никогда не смогу выйти замуж за Наследника и что в скором времени должна буду с ним расстаться. Я ответила, что отлично все сознаю, но что я всей душой люблю Ники, что не хочу задумываться о том, что меня ожидает, я хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы и временным, которое выпало на мою долю».

Так завершилось беззаботное детство Матильды Кшесинской и началась её увлекательная, насыщенная удивительными событиями взрослая жизнь.


Исторические материалы по теме:


Поддержите проект и получите эксклюзивный исторический контент:
- необычный факт из истории России с иллюстрацией - каждую неделю;
- интересный аудиорассказ из серии «Царские слуги» - каждый месяц.
Подпишитесь в группе Уютной империи ВКонтакте ⇢
Стоимость подписки - 50 рублей в месяц.
Отменить можно в любой момент.
Добро пожаловать в Царскую ложу Уютной империи 💚