Это полный провал! Как русские дворяне за границей учились

Многие русские цари восхищались европейским образованием. Столько было попыток наладить культурные связи с зарубежными вузами! Казалось, это так просто – отправляешь в Сорбонну юного неумеху, а через несколько лет получаешь обратно великолепного специалиста, который тут же начинает трудиться на благо родной страны, поднимает промышленность, разворачивает реки вспять, ну и прочее в том же духе. Однако программы зарубежного обучения русских дворян с треском проваливались. Каждый раз – по новой причине.


Бояре-невозвращенцы

Борис Годунов стал первым российским правителем, отправившим перспективных молодых людей на стажировку в Европу. Произошло это в 1602 году. Пятерых боярских детей послали в немецкий Любек, а еще четверых – в Лондон. Уже через год о студентах напрочь забыли – страну охватила Смута, Годунов сосредоточился на более насущных проблемах.

Тем временем, Германия пребывала в некотором шоке от славянских гостей. Дошло до того, что бургомистр города Любека написал в Посольский приказ официальное письмо, в котором жаловался на безобразное поведение русских студентов, сообщал, что двое из них уже сбежали из университета, а трое просто не хотят учиться. Бургомистр вежливо просил посла забрать буйных соотечественников домой. Посол же, в свою очередь, наотрез отказывался брать студентов обратно, пока принимающая сторона не обучит их разным языкам. Чем закончилась вся эта история с нерадивыми студентами – достоверно неизвестно, но, судя по всему, в Москву они так и не вернулись.

Зато есть интересная информация о судьбе четверых молодых бояр, отправленных на учебу в Лондон. О них в 1613 году, через 11 лет, вспомнил новый царь Михаил Романов. В Англию снарядили посольскую экспедицию с единственной целью – вернуть превосходно образованных специалистов в родные пенаты. Но не тут-то было. Британцы даже не подпустили русских послов к бывшим студентам. Оказалось, что двое выпускников давно уже работают чиновниками в Индии, третий принят на службу королевским секретарем в Ирландии, а четвертый, Никифор Алферьев, и вовсе принял англиканскую веру и даже стал местным викарием.

Лондон, 1616 год

Последний случай особенно возмутил послов. Отступничество от православия? На родине Алферьева ждала смертная казнь. Вернуть отступника в Москву стало для послов делом принципа.

Русская делегация обивала пороги королевского дворца на протяжении восьми лет, но неизменно слышала только один ответ: «С Темзы выдачи нет». Король Яков заявил, что не собирается депортировать Никифора лишь за то, что тот исповедует одну с ним веру. Тогда послы решились на отчаянный шаг. Дьяк Грязев выкрал Алферьева прямо из его лондонского дома и спрятал в здании посольства. Однако английские друзья помогли Никифору бежать. Послы уехали ни с чем. Алферьев же прожил в Англии хорошую жизнь, завел восемь детей и мирно скончался в 1660 году в Хаммерсмите уважаемым всеми священником.

Воспитанники «профессора Быдло»

Петра I обычно изображают безоглядным западником, уничтожавшим все российское просто из чувства презрения. На самом же деле, Петр стремился модернизировать родную страну, сделать жизнь в ней более комфортной – используя для этого проверенные европейские инструменты. Ему нужны были помощники, и он отправлял за границу русскую молодежь большими партиями.

Однако посланные в большинстве своем оказывались не готовы к восприятию новой культуры и знаний. Юные дворяне не хотели обучаться навигацким наукам, они без конца хныкали, жаловались и просили назначить их хотя бы последним рядовым сухопутным солдатом, только чтобы не лазать по реям в Саардаме. Князь Куракин называл своего роттердамского профессора Бидлоо «профессором Быдло», а памятник Эразму описывал следующим образом: «Сделан мужик вылитой медной с книгою».

Историк Василий Ключевский обобщает: «Бегали от науки на Афонскую гору, посещали «редуты», игорные дома, где дрались и убивали один другого, богатые хорошо выучивались пить и тратить деньги, промотавшись, продавали свои вещи и даже деревни, чтобы избавиться от заграничной долговой тюрьма, а бедные, неаккуратно получая скудное жалованье, едва не умирали с голоду, иные от нужды поступали на иностранную службу».

Словом, лишь немногие русские студенты петровских времен проводили время за границей с пользой для своего резюме.

Доморощенные парижане

При Екатерине II студентам и ездить никуда не надо было – вся Россия превратилась в одну большую галльскую провинцию. Императрица пропагандировала французскую литературу в своем знаменитом «Наказе», проповедовала идеи французского Просвещения. За время ее правления в стране вышло рекордное количество книг на языке Вольтера, да и переводные издания расходились как горячие пирожки. Французские путешественники, оказавшиеся в те годы в России, с удивлением отмечали, что «здешняя образованная молодежь – самая просвещенная и философская в Европе и знает более, чем оканчивающие курс в немецких университетах».

Франкофония доходила до абсурда. Забавный случай описан у историка Ключевского: «Один из образованных русских вельмож – Бутурлин, разговаривая с приезжим французом, парижанином, удивил его точностью, с какой он рассказывал о парижских улицах, гостиницах, театрах и памятниках. Удивление иностранца превратилось в настоящее изумление, когда он узнал, что Бутурлин никогда не бывал в Париже, а все это знал так лишь, из книг. Так, в Петербурге люди были знакомы с французской столицей лучше ее старожилов».

Впрочем, официальная программа зарубежного обучения в те годы тоже существовала. Самые способные кадеты из Санкт-Петербурга отправлялись в трехгодичное путешествие по Европе за казенный счет. На каждого выделялось по 800 рублей в год. В инструкции особо оговаривалось: «Всякое путешествие должно иметь предметом просвещение». Заметьте, в Европу посылались именно кадеты, ребята дисциплинированные и собранные, и уже хорошо выучившие французский язык. Лекции иностранных профессоров в этом случае ложились на благодатную почву. При Екатерине европейский университет действительно был логичным продолжением образовательного процесса, начатого в России.

Ассистентки «настоящих» ученых

После Екатерины интерес правителей к зарубежным вузам стал постепенно угасать. Николай I и вовсе любил повторять: «Чему там учиться? Наше несовершенство во многом лучше их совершенства». Император был уверен, что «те, кто выезжают за границу, возвращаются в Россию с самыми ложными и вредными о ней понятиями, не знают её истинных потребностей, законов, нравов, порядка, а нередко и языка». Николай максимально ужесточил правила выдачи загранпаспортов и даже запретил выезжать из страны подросткам с 10 до 18 лет .

Потомки Николая продолжили его антизападную политику. Россия демонстративно пошла своим путем. В 1860-х европейские вузы стали выдавать дипломы и докторские степени женщинам – а российские чиновники тем временем всячески препятствовали открытию в стране Высших женских курсов. Женщина должна быть матерью, а наукой пусть занимаются мужчины, постановило правительство.

Самые настойчивые барышни все же получали высшее образование за границей. К началу 90-х годов XIX века несколько сотен женщин отучились в европейских университетах и вернулись на родину профессиональными врачами, астрономами, химиками. Но здесь их никто не брал на работу. В лучшем случае выпускницы иностранных вузов, дипломированные доктора наук, устраивались в России преподавателями начальных классов женских гимназий.

Историк Ольга Валькова приводит примеры поразительной невостребованности образованных женщин в 1908 году: «П.В. Циклинская, имеющая степень “Docteur des sciences physiques” Женевского университета, 12 лет состоит ассистентом Бактериологического института при Московском университете… Выпускница Сорбонны, палеонтолог М.В. Павлова не могла получить никакой должности при Московском университете, а возможность обрабатывать его палеонтологические коллекции (работа, принесшая ей мировую известность) была предоставлена ей в качестве одолжения «только благодаря личному влиянию ее мужа, проф. А.П. Павлова, и проф. В.И. Вернадского» и, разумеется, безо всякой оплаты».

Императору Николаю II не хватило прогрессивности Петра Великого или просвещенности Екатерины Великой, чтобы по достоинству оценить успешный опыт Европы в женском образовании. Научный потенциал российских женщин так и остался невостребованным до конца правления Романовых.


Поддержите проект и получите эксклюзивный исторический контент:
- необычный факт из истории России с иллюстрацией - каждую неделю;
- интересный аудиорассказ из серии «Царские слуги» - каждый месяц.
Подпишитесь в группе Уютной истории ВКонтакте ⇢
Стоимость подписки - 50 рублей в месяц.
Отменить можно в любой момент.
Добро пожаловать в клуб Уютной истории 💚