Московские каникулы бразильского императора

Дон Педро II провел в Москве и ее окрестностях несколько очень насыщенных дней в ходе своего тайного визита в Россию в 1876 году. Компанию монарху составил французский писатель Жозеф-Артур де Гобино. Любопытные подробности пребывания тропического императора в первопрестольной приводит доктор исторических наук Елена Жебит:

«Император и Гобино посетили Лазаревский институт восточных языков, в библиотеке которого Дона Педро особенно заинтересовали армянские манускрипты и подробные объяснения, данные знатоком древнего армянского языка профессором Эмином. Затем делегация проследовала в учебные аудитории, где монарх попросил учащихся перевести с русского выбранный им лично отрывок из Демосфена на греческий, латынь, французский и немецкий языки.

В Большом театре, куда они попали по приглашению наследного принца Италии (будущего короля Умберто I), они присутствовали на репетициях опер Доницетти «Лючия ди Ламмермур», Массне «Дон Кихот», Россини «Вильгельм Телль», Беллини «Сомнамбула» — спектаклей, которые готовились к премьерам осенью 1876 года. Музыку бразильский император любил до самозабвения. «В России мне удалось послушать много хороших музыкальных произведений», — писал он 10 сентября графине де Баррал.

Царская ложа Большого театра

12 сентября гости ненадолго покинули Москву, чтобы побывать на ярмарке в Нижнем Новгороде, где император приобрёл подарок для возлюбленной: «Я не забыл купить персидский ковёр на ярмарке в Нижнем Новгороде, чтобы подарить тебе, как только увидимся».

В тот же день, поздно ночью они вернулись в Москву и успели на ужин с типичной русской кухней, сопровождавшийся цыганскими песнями и плясками, организованный в их честь градоначальником Москвы князем Владимиром Андреевичем Долгоруковым. Дон Педро написал Баррал: «Цыгане пели очень необычно и танцевали тоже, однако, иногда они издавали такие резкие звуки, что это резало слух». Император и Гобино отметили, что лейтмотивом в цыганских песнях было «поцелуй меня, поцелуй меня….» и, когда они на следующий день пять часов ехали в поезде до Троице-Сергиевой Лавры, каждый из них написал по небольшому сонету на эту тему. Император написал пять строф, начинавшихся со слов «поцелуй меня …», а Гобино шесть строф, начинающихся со слов «в моём сердце тоска, тоска, тоска…»»

P.S. А еще, как мне кажется, Дон Педро очень похож на Льва Толстого!

Иллюстрация к статье: картина Елены Березиной «Душа — цыганское раздолье»