Что почитать на конкурсе “Новая Фантастика 2024”? Рекомендую 5 рассказов

Давно я не получала столь ярких эмоций, да еще и в максимально интенсивном режиме! В этом году я впервые приняла участие в конкурсе “Новая Фантастика”, организованном литературным клубом “Бумажный слон”. В этом конкурсе авторы оценивают рассказы других участников. И пока мой рассказ “Элана” подвергался беспристрастному анализу коллег-писателей, я с упоением читала остальные конкурсные произведения, позабыв про сон. Ну разве можно променять все эти невероятные, удивительные, живые, мерцающие чудесами вселенные на скучные сновидения!

Некоторые из этих рассказов навсегда перевернули мое сознание. Перед нами, друзья мои, настоящая Фантастика – меняющая мир. Снимаю шляпу перед создателями этих коротких историй, достойных широкого признания и безусловного восхищения. Имена авторов станут известны после оглашения результатов конкурса.

Представляю вам мой личный Топ-5 лучших рассказов конкурса “Новая Фантастика 2024”. Три произведения из этого списка представляют собой драгоценный сплав фантастического и исторического жанров.


“Июльские дни”

Рассказ столь же стремительный, как и события 1917 года, когда невозможное вдруг становилось реальным, а самое невероятное за считанные часы превращалось в обыденность. Название произведения отсылает к «Окаянным дням» Бунина, его дневнику времен революции, о котором говорили, что это «накопление гнева, ярости, бешенства». В «Июльских днях» не меньше гнева, но сколько же здесь еще боли и отчаяния! Почему главного героя зовут Ионой? Не в честь ли Ионы-пророка, предсказавшего страдания Спасителя, запустение Иерусалима и кончину мира? И, разумеется, неслучайно его имя переводится с иврита как «голубь». Мать Ионы – хрупкая раненая птица, сестра – Катерина-Гроза, и сразу вспоминается – «отчего люди не летают, как птицы?». Отца, надежного и крепкого, больше нет с ними, некому удержать этих испуганных птиц на земле. Катерина мстит за гибель отца всей системе, отдает собственную жизнь, помогая революционерам свергнуть тех, кто затеял эту проклятую войну; мать тихо умирает под пыльным черным бархатом; а Иона – он пока просто ребенок, ему не выбраться из ямы собственного бессилия, как и Эмке. Но он попытается взлететь… Рассказ не просто великолепно продуман и написан, он потрясает до глубины души, до слез.

Читать рассказ на сайте конкурса ⇢


“Что ты ешь?”

Рассказ – чистое наслаждение для эмигрантов. «Второй этаж, по восточной нумерации – третий» – это поймет только тот, кто сам пытался привыкнуть к жилищным порядкам Западной Европы. Политкорректные «металюди» вместо обычных «нелюдей» – блестящая находка! Так же как и многонациональный персонал Госпиталя (в Европе кого только не встретишь на работе!), добросовестные немецкие цверги-строители и универсальный совет всем, кто осваивается на новой родине: «Будьте терпеливы и вежливы. Достигайте компромиссов там, где нужно. Учитесь у других, где только возможно. Узнавайте новое и лелейте старое там, где это действительно важно». Произведение написано отличным языком, и дополнительная изюминка – кое-где встречаются характерные «эмигрантские» обороты, когда понравившиеся эмигранту иностранные выражения дословно внедряются им в родной язык: «Кружка пива выглядела хорошей идеей, чтобы поздравить самого себя». Калька с английского, но зато как точно сказано! Атмосфера рассказа необычайно притягательна: ненавязчивый юмор, в стиле романа «Понедельник начинается в субботу», чудесно сочетается с бодрящей больничной суматохой любимого мной сериала «Клиника». И кстати, этот рассказ мог бы стать идеальной основой для медицинско-магического сериала. Детально продуманные локации, активный главный герой, яркие персонажи с узнаваемой манерой речи, динамичное и неожиданное развитие событий, позитивный финал, насыщенный философскими смыслами. Жду продолжения приключений доктора Остроцкого в удивительном лондонском Госпитале!

Читать рассказ на сайте конкурса ⇢


“О жизни и деяниях Пьера ле Кошона”

Как же приятно вдруг оказаться в средневековой Франции, полной мистики и очарования. Перед нами – добротная, классическая европейская литература. Такие рассказы следует читать в богатых аристократических гостиных при неверном свете мерцающих свечей… Либо под каменными сводами старинных университетов, чтобы притихшие студенты поразмышляли на тему одиночества выдающийся личности, а заодно потренировались в латинском языке и умении писать научные работы уровня великолепной «Похвалы свинье», опередившей свое время. Главный герой необычен и трогателен, но к тому же еще и метафоричен, ведь в средневековых произведениях нет ничего случайного. Вепрь – известный символ умственной и духовной мощи, он красовался и на щите английского короля Ричарда III. А значит, чудо-поросенку не место в Париже, этом городе грехов. Финал рассказа изумителен. Читатель со страхом ждет, что возмужавший Пьер поднимет-таки жестокое восстание против неблагодарных людей, взыграют в нем крови его кровожадной матери, съевшей свое потомство, и проклянут разумного вепря его наставники и друзья… Но он до самого конца остался все тем же смиренным, милым, скромным поросенком, которого когда-то пожалел старый аббат. Произведение абсолютно цельное, совершенное с точки зрения сюжета и проработки деталей. Фамилия главного героя простая и прекрасная: “cochon” переводится с французского как “свинья”.

Читать рассказ на сайте конкурса ⇢


“Путь домой”

Этот рассказ забыть невозможно. Как теперь перестать думать об этой девочке-машине, живущей под землей в старой квартире век за веком? Какое оглушающее чувство страшного одиночества! Людям, эгоистичным, избалованным и жалким, сочувствуешь гораздо меньше, чем брошенной всеми Ае. Правильный, справедливый финал дарит чувство удовлетворения – пусть люди разбираются с последствиями своего безобразного поведения на Земле, а необыкновенная, храбрая, чудесная и любящая Ая достойна свободной, интересной жизни в бескрайнем космосе!

Читать рассказ на сайте конкурса ⇢


“Один день Максимилиана Денисовича”

Редкий пример доброго фантастического рассказа, проникнутого оптимизмом, юмором и забавными отсылками к реальным историческим персонажам и знакомым литературным произведениям. Название перекликается с мрачным Солженицыным, но из «Одного дня Ивана Денисовича» здесь позаимствована разве что форма, но никак не содержание и не настроение. В главном герое сразу угадывается харизматичный поэт, литератор, художник и критик Максимилиан Александрович Волошин, повелитель черноморского побережья, который каждое лето собирал в своем большом коктебельском доме весь цвет литературного бомонда царской России. Он действительно походил на Посейдона – мощная фигура в длинной льняной рубахе, растрепанные кудри до плеч, босые ноги, – а потому неудивительно, что в рассказе ему достается золотой трезубец. Замечательно описана нелегкая ноша славы Поэта, от которой он прячется на секретной площадке с нагретыми солнцем камнями. Макс, конечно, человек дореволюционной эпохи, несмотря на то, что новая власть его не просто приняла, но и возвеличила. Рабочие и крестьяне, даже самые выдающиеся из них, как матрос Железняк, просто не способны понять всю глубину и масштаб личности Великого Поэта; да он и сам не пустит «товарищей» в свою сокровищницу, где хранятся поистине бесценные артефакты. И, пожалуй, в этом можно усмотреть еще одно сходство солженицынского Ивана Денисовича и нашего Максимилиана – оба этих героя заперты в несимпатичной, чуждой им реальности, в которой они могут лишь получать посылки «с воли» (в случае Макса – из параллельного фантастического мира) и радоваться каждому прожитому дню.

Читать рассказ на сайте конкурса ⇢


А прочитать мой фантастический рассказ “Элана” можно здесь ⇢

Жду ваших отзывов на сайте конкурса!