Павел I и Екатерина Нелидова: рыцарь и принцесса

У Катерины дрожали руки – от радости и адреналина. Лучший вечер в жизни! Овации шумели в высоких сводах Смольного института. И громче всех аплодировала сама императрица. Сияющая богиня поманила Катерину к себе. «Феноменальный сценический талант! – милостиво сказала государыня. – Жалую тебе бриллиантовый перстень и шифр фрейлины». Катерина присела в книксене, лепеча слова благодарности. Кто мог вообразить, что роль служанки Серпины откроет ей двери в царские дворцы?


Первая смолянка

В 1776 году из Института благородных девиц при Смольном монастыре выпорхнули первые 54 барышни, получившие необычайно прогрессивное, невиданное в России светское образование. Среди этих «людей новой породы», как их называла императрица, была и юная Катерина Нелидова, больше похожая на изящную лесную фею, чем на дочь простого поручика из глухой деревни. Грациозная, подвижная Катерина была наивной и сентиментальной, как и все смолянки той эпохи, выросшие в тепличных, почти фантазийных условиях.

По задумке императрицы Екатерины II, воспитанницы института на целых десять лет полностью выпадали из реальной жизни, чтобы не подвергаться влиянию староформатных родителей и неграмотных нянек. Смолянок учили иностранным языкам, хорошим манерам, танцам, а главное – высокой, книжной нравственности. Однако эффект от такого кристально-чистого аристократического образования получался весьма своеобразным. Выпускницы института мало чем отличались от сказочных принцесс, заточенных в башне. Барышни забавляли публику, спрашивая, где те деревья, на которых растет белый хлеб? Императрица же была чрезвычайно довольна – прекраснодушные смолянки облагораживали лживое придворное общество.

Очаровательной Катерине Нелидовой выпала самая ответственная роль – усмирять резкие порывы нервного, надломленного наследника престола, будущего императора Павла I.

Рыцарь и принцесса

Приступив к фрейлинской службе при дворе великого князя, Нелидова быстро сориентировалась в новой обстановке. Она попала в свою стихию: здесь никто не интересовался сельским хозяйством, зато все обожали балы и прочие аристократические развлечения, на которых как раз и «специализировались» выпускницы Смольного института. Катерина была не слишком красивой, поэтому придворные дамы отнеслись к ней снисходительно, без зависти; а ее природный актерский талант здорово скрасил сумрачные петербургские вечера.

Павел I с семьей

Историк XIX века Даниил Мордовцев рассказывает: «Она была душой “малого двора”. Она умела быть и неподражаемой хохотуньей, неподражаемо играла на дворцовых спектаклях, неподражаемо танцевала. Ей только стоило появиться в Гатчине, где пребывал “малый двор” вдали от столичного шума, чтобы потом без нее не могли уже обойтись, потому что без нее все скучали, без нее чего-то не доставало. Своей ловкостью, своим характером, живостью, находчивостью, тактом она, что называется, обошла великого князя, околдовала. Она также околдовала и великую княгиню Марию Федоровну, которая верила ей, не тяготилась ее присутствием при муже, не ревновала».

После воцарения Павла его дружба с Нелидовой только окрепла. Вслед за государем Катерина переехала в роскошный Зимний дворец. В ее кабинете порой решались судьбы империи – Нелидова принимала самое живое участие в обсуждении государственных дел. Влияние ее на Павла было скорее благотворным; журчащий голос Катерины гасил приступы ярости, смягчал суровые приговоры, убеждал и уговаривал. «Нелидова знает свою силу, – пишет историк Мордовцев, – она в неудовольствии кидает через его голову башмак – и Павел, не знавший сдержки, не уничтожает, однако, ее своим гневом, а снисходит к ней, как к любимому и избалованному ребенку».

Екатерина Нелидова в роли Серпины

Жизнь Катерины самым удивительным образом повторяла сюжет ее выпускного спектакля. Вслед за своей героиней, служанкой Серпиной, Нелидова твердила Павлу:

Сеньор мой, нервничать не надо!
Здоровье ваше – мне награда! 
Да, да, мой капризуля бедный!
Да, да, вам волноваться вредно!
Ведь если кровь сгустится –
Подумать страшно – удар случится! 
Цыц! Серпине верьте вы!
Давно живя под общим кровом,
Я знаю, с виду вы суровы!
Но я все же вас не покину!
Да, вам очень нужна Серпина!

Разумеется, при дворе никто не верил, что Катерину и Павла связывают только платонические отношения. Однако историки, хорошо изучившие характер императора, готовы защитить честь Нелидовой. Павел был шекспировским героем, стремившимся к рыцарским идеалам. Кумирами его детства были кавалеры мальтийского ордена, а родным домом – Гатчинский замок в средневековом стиле, с башнями и рвом. Павел не хранил верность жене, у него были увлечения на стороне; но в хрупкой мечтательной Катерине он видел принцессу из старинного романа, а не предмет для вожделения.

Павел I со звездой Мальтийского ордена

Эту теорию подтверждают и письма, которыми обменивались Катерина и Павел на протяжении многих лет. Вот отрывок из послания Нелидовой к императору: «Благодарю Вас за все, и в особенности за то, что доставляете мне удовольствие любить Вас всем сердцем. Говорят, что никогда не следует высказывать мужчине, что его очень любишь, ибо они все более или менее неблагодарны. Но разве Вы для меня мужчина? Клянусь Вам, что с тех пор, как я к Вам привязана, я этого никогда не замечала; мне кажется, что Вы мне – сестра, ибо, с Вашего позволения, я не всегда занята тем расстоянием, которым угодно было Господу Богу отделить Ваше величие от моей посредственности; но дружба от этого лишь выигрывает, хотя я и чувствую радостным сердцем, что Вы – мой Повелитель. Прощайте, любезный друг, да сохранит Вас Бог здоровым и добрым».

Конец эпохи

В высшем свете уже давно копилось недовольство против ничем не обоснованного могущества Нелидовой. Ей льстили, перед ней лебезили, но за спиной называли «восторженно-сентиментальной институткой, не имеющей твердых политических убеждений и государственного ума». Доброта мешала Нелидовой: Катерина не могла отказать своим родственникам и друзьям, пристраивала их на важные должности. Она всегда решала сердцем, а не головой. Такой подход обязан был закончиться провалом.

И провал случился – в 1798 году, когда Павел отправился в путешествие по России в компании давних противников Нелидовой, замысливших разрушить дружбу императора с фрейлиной. В Москве приближенные познакомили его с Анной Лопухиной, полной противоположностью Нелидовой. Анна была похожа на итальянку – шикарные черные волосы, томный взгляд, пышная фигура. Князь Чарторыжский писал: «Государю дали понять, что он в опеке, что императрица и Нелидова царствуют его именем, и что в этом все убеждены. Ему представили девицу, более молодую и более красивую, чем Нелидова, — при том такую, которая не имела претензии управлять им. Все эти средства подействовали».

Анна Лопухина

На этот раз Павла охватила настоящая страсть, как Умберто, хозяина Серпины из любимой оперы Нелидовой:

В моей душе и рай и ад,
Два духа разных в ней царят,
И спорят много дней подряд!
Один веселый демон
Мне шепчет о любви –
Влюбляйся, влюбляйся,
Вздыхая до зари!
Другой твердит упрямо –
Умберто! Не дури!

Вот только чувства эти были не к Нелидовой, а к красотке Лопухиной, о которой в опере Перголези ничего не говорилось.. Увы, жизнь оказалась сложнее и несправедливее веселого итальянского спектакля.

Павел перевез Лопухину в Петербург, несмотря на мольбы императрицы Марии Федоровны и увещевания Катерины Нелидовой. Но жена и подруга вдруг потеряли всякую власть над влюбленным императором! Марии Федоровне деваться было некуда, ей пришлось остаться в Зимнем и играть роль верной супруги до самого конца. А сорокалетняя фрейлина Нелидова, оскорбленная и преданная своим рыцарем, удалилась в тот самый Смольный монастырь, где когда-то началась ее сказочная история. Звезда Нелидовой закатилась, поставив яркую точку в финале странного, суматошного, фантастического XVIII века.

Катерина прожила в монастыре еще сорок лет, записывая в дневник свои воспоминания о Павле. После кончины фрейлины ее дневник отвезли императору Николаю I. Государь, полистав мемуары Нелидовой, самолично сжег их в камине. Какая потеря для историков! Можно только догадываться, какие откровения таил в себе этот уникальный памятник павловской эпохи.


Исторические материалы по теме:

  • Даниил Лукич Мордовцев «Замечательные исторические женщины на Руси»
  • Евгений Севастьянович Шумигорский «Екатерина Ивановна Нелидова. Очерк из истории императора Павла»
  • «Письма Е. И. Нелидовой к Павлу Петровичу»
  • Опера Джованни Перголези «Служанка-госпожа», перевод либретто Натальи Литвинской

Поддержите проект и получите эксклюзивный исторический контент:
- необычные факты из истории России с иллюстрациями;
- интересные аудиорассказы из серии «Царские слуги».
Подпишитесь в группе Уютной истории ВКонтакте ⇢
Стоимость подписки - 50 рублей в месяц.
Отменить можно в любой момент.
Добро пожаловать в клуб Уютной истории 💚