Почему российская императрица была обязана одеваться у французского портного? Рецензия на книгу Катерины Михалевой

Императрица Мария Фёдоровна была главной модницей династии Романовых. Она умела подать себя! Умопомрачительные наряды супруги Александра III вызывали всеобщий восторг на балах в Зимнем дворце. На платья Марии Фёдоровны тратились целые состояния. А может быть, не стоило транжирить бюджетные деньги на нечто столь эфемерное, как стиль и дизайн? Может быть, императрице стоило быть скромнее, одеваться проще и вовсе забыть дорогу к знаменитому парижскому кутюрье Чарльзу Ворту?

Императрица Мария Фёдоровна в платье от Чарльза Ворта со сменным лифом

Что ж, ответ на этот вопрос дает сама история. Следующей императрицей после роскошной Марии Фёдоровны стала тихая, сдержанная Александра Фёдоровна, экономившая на своих нарядах и платьях своих дочерей. Балы она не любила и не видела смысла в пустых тратах на светские развлечения. Своего мужа, императора Николая II, Александра Фёдоровна также приучила к замкнутому, камерному образу жизни. Однако скромность, ценная в быту, оказалась несовместима с царской короной. Имидж царской семьи упал в глазах общественности драматично и непоправимо. Презрение императрицы к светским условностям, ее пренебрежение модой стали пусть и не главными, но достаточно вескими причинами крушения российского престола.

Императрица Александра Фёдоровна

Подтверждение этой концепции я нашла в замечательной книге Катерины Михалевой «Мода: предмет, история, социология, экономика». Автор доказывает: мода — понятие гораздо более глубокое, чем просто одежда: «Одежда является материальным продуктом, так как мода — это чисто символическое явление, это идея, представление о «правильном и неправильном» в определенный момент».

Самая «правильная» мода, начиная с XVII века, концентрировалась, конечно, во Франции. В 1772 году маркиз де Каракколь писал: «Находиться в Париже и не видеть моду — все равно, что ходить с закрытыми глазами. Площади, улицы и магазины, попоны лошадей, одежды и люди… все демонстрирует моду… Наряд пятнадцатидневной давности уже старомоден среди тех, кто привык хорошо одеваться».

Людовик XIV превратил моду в систему, благодаря созданию самого блестящего и влиятельного двора в истории Европы:

«Французский двор с его принцессами, принцами и куртизанками задавал тон во всем. Король-Солнце приложил все усилия для централизации модного процесса при французском дворе… Людовик XIV был буквально одержим вниманием к своей внешности и тем, какое он производил впечатление на окружающих: он ежедневно посвящал до двух часов своему туалету, даже находясь в расположении своей армии в военном походе. Его министры днями могли дискутировать на тему о месторасположении ленты на его сюртуке. Он устанавливал, нужно ли брить усы и то, какой длины отращивать волосы. Он был лидером, двор следовал за ним, а за французским двором не только вся Франция, но и другие дворы Европы. Модная и элитная одежда стала визуальным воплощением культурного влияния».

А вслед за культурным влиянием следуют и все остальные сферы — экономическая, дипломатическая, социальная… Получается, правильное расположение ленты на сюртуке гарантирует успех государственной политики!

Вот почему такое сложное явление, как мода, требует научного подхода. Автор подробно анализирует социологические теории моды, разработанные уважаемыми учеными: Гербертом Спенсером, Жаном-Габриелем Тардом, Георгом Зиммелем, Торстейном Вебленом и Вернером Зомбартом. Эта часть — бесценный источник информации для студентов, изучающих самые разные дисциплины — от искусства до экономики. 

Автор профессионально владеет темой: Катерина Михалева закончила экономический факультет МГУ и London College of Fashion, защитила кандидатскую диссертацию по теме «Мода как социальный институт». Автор мастерски преподносит сухие факты в виде увлекательного рассказа. Я с удовольствием посмотрела презентацию новой книги Катерины Михалевой «350 лет современной моды, или социальная история одного обыденного явления» — монография вышла на Ridero в 2023 году, вошла в «Список литературы» издательства Rideró и лонг-лист премии «Просветитель»:

Но вернемся к книге «Мода: предмет, история, социология, экономика». Мне очень понравился динамичный раздел, посвященный современной моде. Столько ярких впечатлений: «свингующие шестидесятые», влияние дерзкой уличной моды на творчество всемирно известных кутюрье, фэшн-блогеры и культовый perfecto Марлона Брандо — черный кожаный, отрезанный по талии жакет, пришедший в массовую моду из гардероба американских военных пилотов.

Марлон Брандо

Есть в книге и интересные высказывания того самого Чарльза Фредерика Ворта, одевавшего императрицу Марию Фёдоровну и других утонченных аристократок. Модельер, создававший восхитительные, романтичные наряды, в жизни был достаточно циничен и так отзывался о своих венценосных клиентках: «У них есть чувства, фигуры и франки. Чувства — чтобы боготворить меня, фигуры — чтобы носить мою одежду, и франки — чтобы оплачивать мои счета».

Чарльз Ворт и Мария Фёдоровна в его платье

Благодарю Книжных охотников за рекомендованную книгу! И советую читателям обратить внимание на интересный проект «Книга под запрос». Каждый желающий может оставить на этой страничке в ВК свою заявку — и Книжные охотники специально для вас подберут подходящую литературу из бескрайнего ассортимента издательства Rideró: 

«Мы верим, что книги могут заменить консультацию у хорошего психолога или бизнес-тренера, привить хороший вкус в одежде и музыке, научить рисованию! Поэтому не стесняйтесь. Пишите ваши запросы, и мы с удовольствием поможем вам найти подходящую книгу!»