Императрица Мария Фёдоровна была главной модницей династии Романовых. Она умела подать себя! Умопомрачительные наряды супруги Александра III вызывали всеобщий восторг на балах в Зимнем дворце. На платья Марии Фёдоровны тратились целые состояния. А может быть, не стоило транжирить бюджетные деньги на нечто столь эфемерное, как стиль и дизайн? Может быть, императрице стоило быть скромнее, одеваться проще и вовсе забыть дорогу к знаменитому парижскому кутюрье Чарльзу Ворту?
Что ж, ответ на этот вопрос дает сама история. Следующей императрицей после роскошной Марии Фёдоровны стала тихая, сдержанная Александра Фёдоровна, экономившая на своих нарядах и платьях своих дочерей. Балы она не любила и не видела смысла в пустых тратах на светские развлечения. Своего мужа, императора Николая II, Александра Фёдоровна также приучила к замкнутому, камерному образу жизни. Однако скромность, ценная в быту, оказалась несовместима с царской короной. Имидж царской семьи упал в глазах общественности драматично и непоправимо. Презрение императрицы к светским условностям, ее пренебрежение модой стали пусть и не главными, но достаточно вескими причинами крушения российского престола.
Подтверждение этой концепции я нашла в замечательной книге Катерины Михалевой «Мода: предмет, история, социология, экономика». Автор доказывает: мода — понятие гораздо более глубокое, чем просто одежда: «Одежда является материальным продуктом, так как мода — это чисто символическое явление, это идея, представление о «правильном и неправильном» в определенный момент».
Самая «правильная» мода, начиная с XVII века, концентрировалась, конечно, во Франции. В 1772 году маркиз де Каракколь писал: «Находиться в Париже и не видеть моду — все равно, что ходить с закрытыми глазами. Площади, улицы и магазины, попоны лошадей, одежды и люди… все демонстрирует моду… Наряд пятнадцатидневной давности уже старомоден среди тех, кто привык хорошо одеваться».
Людовик XIV превратил моду в систему, благодаря созданию самого блестящего и влиятельного двора в истории Европы:
«Французский двор с его принцессами, принцами и куртизанками задавал тон во всем. Король-Солнце приложил все усилия для централизации модного процесса при французском дворе… Людовик XIV был буквально одержим вниманием к своей внешности и тем, какое он производил впечатление на окружающих: он ежедневно посвящал до двух часов своему туалету, даже находясь в расположении своей армии в военном походе. Его министры днями могли дискутировать на тему о месторасположении ленты на его сюртуке. Он устанавливал, нужно ли брить усы и то, какой длины отращивать волосы. Он был лидером, двор следовал за ним, а за французским двором не только вся Франция, но и другие дворы Европы. Модная и элитная одежда стала визуальным воплощением культурного влияния».
А вслед за культурным влиянием следуют и все остальные сферы — экономическая, дипломатическая, социальная… Получается, правильное расположение ленты на сюртуке гарантирует успех государственной политики!
Вот почему такое сложное явление, как мода, требует научного подхода. Автор подробно анализирует социологические теории моды, разработанные уважаемыми учеными: Гербертом Спенсером, Жаном-Габриелем Тардом, Георгом Зиммелем, Торстейном Вебленом и Вернером Зомбартом. Эта часть — бесценный источник информации для студентов, изучающих самые разные дисциплины — от искусства до экономики.
Автор профессионально владеет темой: Катерина Михалева закончила экономический факультет МГУ и London College of Fashion, защитила кандидатскую диссертацию по теме «Мода как социальный институт». Автор мастерски преподносит сухие факты в виде увлекательного рассказа. Я с удовольствием посмотрела презентацию новой книги Катерины Михалевой «350 лет современной моды, или социальная история одного обыденного явления» — монография вышла на Ridero в 2023 году, вошла в «Список литературы» издательства Rideró и лонг-лист премии «Просветитель»:
Но вернемся к книге «Мода: предмет, история, социология, экономика». Мне очень понравился динамичный раздел, посвященный современной моде. Столько ярких впечатлений: «свингующие шестидесятые», влияние дерзкой уличной моды на творчество всемирно известных кутюрье, фэшн-блогеры и культовый perfecto Марлона Брандо — черный кожаный, отрезанный по талии жакет, пришедший в массовую моду из гардероба американских военных пилотов.
Есть в книге и интересные высказывания того самого Чарльза Фредерика Ворта, одевавшего императрицу Марию Фёдоровну и других утонченных аристократок. Модельер, создававший восхитительные, романтичные наряды, в жизни был достаточно циничен и так отзывался о своих венценосных клиентках: «У них есть чувства, фигуры и франки. Чувства — чтобы боготворить меня, фигуры — чтобы носить мою одежду, и франки — чтобы оплачивать мои счета».
Благодарю Книжных охотников за рекомендованную книгу! И советую читателям обратить внимание на интересный проект «Книга под запрос». Каждый желающий может оставить на этой страничке в ВК свою заявку — и Книжные охотники специально для вас подберут подходящую литературу из бескрайнего ассортимента издательства Rideró:
«Мы верим, что книги могут заменить консультацию у хорошего психолога или бизнес-тренера, привить хороший вкус в одежде и музыке, научить рисованию! Поэтому не стесняйтесь. Пишите ваши запросы, и мы с удовольствием поможем вам найти подходящую книгу!»